Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ
14.01.2025

Станет ли 25-й Рамштайн последним?

 

Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Владимир Пряхин – к итогам встречи контактной группы для помощи режиму Зеленского.

Среди важнейших событий Нового 2025-го года, безусловно, следует выделить встречу группы старших должностных лиц государств-стран НАТО и близких к ним по вопросу о поддержке киевского режима Зеленского.

Группа эта была создана ещё в 2022 году и с тех пор неоднократно собиралась на самой крупной американской авиабазе в Европе недалеко от курортного германского городка Рамштайн (Rammstein), давшего этому формату своё название. Как правило, встречи эти носили рутинный характер и привлекали внимание, в основном, военных специалистов, так как на них обсуждались прежде всего вопросы военных поставок киевскому режиму. Исключение составила, пожалуй, лишь встреча осенью прошлого года с участием киевского квазипрезидента Зеленского. Последний рассчитывал на присутствие президента США Дж. Байдена для закрепления общего курса «коллективного Запада» на нанесение стратегического поражения России, но американский президент от поездки в Рамштайн тогда под благовидным предлог отказался.

Нынешняя 25-я встреча выделяется тем, что это последняя встреча при администрации Джо Байдена. С момента своего образования формат Рамштайн считался рабочим органом уходящего президента для поддержки киевского режима. Отсюда и траурная аура вокруг встречи 9 января, так как негласно, но повсеместно, её называют последней. Мол, раз это орган Байдена, то и формат должен и уйти в политическое небытие вместе со своим хозяином.

В действительности, однако, вопрос представляется более сложным, чем судьба ещё одного блокового формата. Формат этот может остаться прежним или изменить своё название, может измениться место проведения союзнических встреч и уровень их участников. Все это, хотя, и важные, но детали. Главным же вопросом, который встал перед всеми участниками 25-го Рамштайна, – что будет дальше с политикой «коллективного Запада» на украинском треке при новой американской администрации. Первые страхи относительно того, что Трамп попытается в соответствии со своими залихватскими обещаниями решить непонятно какими способами украинскую проблему в 24 часа прошли. По мере приближения дня инаугурации нового президента тон его окружения и его самого становятся более трезвыми и умеренными. Стало ясно, что никаких принципиальных изменений на украинском треке в политике США после 20 января не произойдёт. США продолжат поддерживать киевский режим политическими и военными средствами.

В тоже время очевидно и то, что некоторые, в том числе и весьма существенные, «нюансы» будут иметь место. Прежде всего это касается долей помощи режиму Зеленского. Белый дом может потребовать, чтобы европейские союзники, а также солидаризирующиеся с Киевом Токио и Сеул взяли на себя большее бремя политической ответственности и материально-финансовой нагрузки. Здесь у членов альянса могут возникнуть сложности, так как треть населения (и электората) самого крупного европейского донора Украины – Германии – против продолжения безоговорочного оказания помощи киевскому режиму. С ними в какой-то степени вынужден солидаризироваться и Олаф Шольц, стремящийся любой ценой удержать за собой место канцлера на предстоящих 23 февралях выборах в бундестаг.

Далеко неоднозначны и настроения европейцев других стран по поводу поддержки Украины. Правительства двух из них – Венгрии и Словакии –официально отмежевались от курса на безоговорочную военную поддержку киевского режима. А если копнуть поглубже, то даже в таких официально русофобских странах, как прибалтийские, доля евроскептиков более высока, чем может показаться со стороны. В реальность мнимой российской угрозы верят далеко не все граждане Латвии, Литвы и Эстонии.

Конечно, война на Украине, это сбывшаяся в кои-то веки золотая мечта европейской политической элиты. Эта элита никогда не могла толком отличить русского от украинца, но всегда мечтала о том, чтобы они убивали друг друга на своей земле. И вот эта мечта сбылась. К тому же и финансировать эту войну можно, путь отчасти, но из российских же денег, оказавшихся в банках Забугорья. На этом, однако, идиллия завершается. Главная цель – нанести стратегическое поражение России – не достигнута. И вряд ли может быть достигнута. Ещё раз для всех европейцев стала очевидной истина, которую немцы уяснили раньше других — силовое давление на Россию укрепляет ее волю к сопротивлению.

Поэтому все более весомо звучат голоса тех неолиберальных политиков, которые говорят: «В 90-е годы мы развалили СССР без единого выстрела. Не пора ли вновь применить «мягкую силу» и развалить Россию изнутри». А для этого необходимо взять тайм-аут в войне на Украине. Отсюда не умолкающий информационный шум о предстоящих переговорах с Россией об урегулировании конфликта. Иначе как шумом это не назовёшь, потому что ни слова не говорится ни о времени, ни месте, ни об участниках этих переговоров, об условиях фиксирования возможных договорённостей и самих этих договорённостях.

Известно лишь, что с российской и с американской (Трамп) сторон была выражена готовность к проведению встречи на высшем уровне для обсуждения актуальных вопросов двусторонних отношений, в том числе урегулирования украинского кризиса. Причем будущий президент стремится подчеркнуть, что это российская сторона-де хочет переговоров, а он (Трамп) только готов «помочь» ей.

Известно также, что с американской стороны было, хотя и туманно, но заявлено о понимании российского неприятия присоединения Украины к НАТО. Но ничего более… Кроме упорных попыток Киева любой ценой удержать участок российской территории Курской области, захваченный ранее в ходе вторжение 6-го июля прошлого года. Мотивируется это тем, что необходимо подготовить почву для будущих переговоров. Уж не собираются ли киевские переговорщики предложить на этих переговорах освободить захваченные сёла Курской области за восстановление территориальной целостности Украины в границах бывшей УССР? Смешно? Возможно. Только не для тех хлопцев, погибших в ходе абсурдных с военной точки зрения атаках ВСУ на хутор Бердин в Суджанском районе Курской области в начале нового года.

Ну а что же сам Трамп и его окружение – главный специалист по украинскому вопросу новой администрации Кит Келлог и Марко Рубио, которого прочат на пост госсекретаря. Что касается последнего, то он подтвердил намерение США «обеспечивать мир через силу». И это похоже на правду. Хотя будущий советник Трампа по нацбезопасности Майкл Уолтц настроен более реалистично. По его словам, подготовка к встрече на высшем уровне уже происходит. «Мы ещё не определили конкретных рамок, Мы ещё работаем над этим», – сказал Уолтц, – я ожидаю, как минимум, звонок в следующие дни или недели». Более того, по словам будущего советника Трампа, последний признал бесперспективность так называемой «формулы Зеленского» как основы для переговоров: «Не думаю, что реалистично говорить «мы собираемся выгнать всех до одного российских солдат с каждого дюйма украинской территории, даже Крыма... президент Трамп и весь мир признают эту реальность».

Можно было бы только приветствовать такое признание реальности будущим ответственным должностным лицом Белого дома. Но настораживает акцентирование ими необходимости прекращения огня как предпосылки для дальнейших переговоров. Где гарантии того, что прекращение огня не будет использовано в целях перевооружения и переформирования ВСУ для нового «контрнаступа»? Тем более тогда, когда оперативная обстановка на линии боевого соприкосновения складывается в пользу Вооружённых Сил России.

В этих условиях, конечно, логичный выглядит позиция, акцентирующая внимание прежде всего на документальном оформлении гарантий будущего соглашения, включающего признание территориальных реалий, нейтральный статус Украины, соблюдение прав человека и демократических свобод в этой стране, отмену антироссийских санкций. Вот когда договоренности по этим вопросам будут достигнуты и документально оформлены, тогда и можно будет говорить о прекращении огня. Но и в этом случае полагаться на обещания западных дипломатов дело рискованное. Реальную гарантию выполнения будущих соглашений может дать лишь сама Россия, мощь ее экономики, Вооружённых Сил, внутриполитическая стабильность на основе общенародного консенсуса по украинскому вопросу.

Есть, однако, одно внешнеполитическое обстоятельство, которое подталкивает администрацию Трампа к заключению подобного рода соглашения с Москвой и выполнению обязательствам по нему. Будущий президент признал, что главным противником США на международной арене является Китай. И если европейские члены НАТО этим обеспокоены в меньшей степени, то для Белого дома ситуация на Тихом океане и в мировой торговле – вопрос номер один. Будучи реалистом, Трамп отдаёт себе отчёт в военных и экономических возможностях США. Он понимает, что концентрация сил и средств на европейском театре внешней политики вступает в противоречие с необходимостью развития и укрепления пояса сдерживания вокруг КНР. В этом поясе, кстати говоря, внезапно вдруг зазияла дыра из-за конституционного кризиса в Сеуле. И таких неожиданностей в будущем может быть всё больше. Поэтому в интересах Белого дома было бы сейчас освободиться от излишнего бремени поддержки бесперспективного киевского режима, пусть даже ценой неизбежных при этом репутационных потерь. А это ставит под вопрос само продолжение Рамштайнского формата, делает необходимой его адаптацию к качественным изменениям в расстановке политических сил на международной арене.

amerika ukraina ruki

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Станет ли 25-й Рамштайн последним?
banner-cik-min Станет ли 25-й Рамштайн последним?
banner-rfsv-min Станет ли 25-й Рамштайн последним?
expert-min-2 Станет ли 25-й Рамштайн последним?
partners 6
eac_NW-min Станет ли 25-й Рамштайн последним?
insomar-min-3 Станет ли 25-й Рамштайн последним?
indexlc-logo-min Станет ли 25-й Рамштайн последним?
rapc-banner Станет ли 25-й Рамштайн последним?