Не ломать то, что работает – здравый смысл
Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев – о попытках реформирования системы местного самоуправления.
К сожалению, лоббистские возможности местного самоуправления крайне ограничены. Даже Общероссийский конгресс муниципальных образований давно не слышно. Кто нынче занимается лоббированием интересов МСУ? Вопрос риторический.
Ясно и понятно одно, что с переходом от федерализма к унитарному централизованному государству неизбежны унификация, единообразие, универсальные подходы, отказ от субъектности МСУ. Обсуждать судьбу МСУ в отрыве от общей системы кажется бесполезным и бессмысленным.
Единая система публичной власти не для того строилась, чтобы потом устраивать публичные дискуссии. Как начальство решит, так и будет.
Начальству, к счастью, хватает здравого смысла, чтобы в условиях общей турбулентности, не ломать то, что работает. Проект нового закона об общих принципах местного самоуправления подвис на неопределенный срок. Сейчас серьезная реорганизация системы МСУ несет в себе риски. Риски для управляемости будут также, если поощрять самоорганизацию граждан снизу.
Система строится как гигантская матрешка, но есть проблема – ресурсы. С ресурсами ситуация вряд ли улучшится. Потому есть соблазн объединить сельские и городские поселения с районами в муниципальные или городские округа, а их советы и администрации ликвидировать. Но это создаст проблемы с обратной связью. Население еще больше отдалится от власти, а власть – от населения.
А самое главное, как все-таки решить вопрос полномочий и финансового обеспечения их исполнения для каждого уровня власти таким образом, чтобы обеспечить управляемость, ответственность, эффективность, качество, субординацию и вовлеченность населения одновременно?
Сейчас у регионов есть определенная степень самостоятельности в выборе одноуровневой или двухуровневой системы. И это логично, потому как Россия – большая и многообразная, сами регионы разные не только с точки зрения бюджетной обеспеченности, но и с точки зрения типов субъектов.
Однако стремление к сверхцентрализации, упрощению, единообразию, выхолащиванию МСУ ради удобства принятия решений может рано или поздно возобладать.