Противостояние глобального Запада и глобального Юга
Попытка G7 показать консолидацию всего мира вокруг США и их союзников провалилась. Однако «Большая семерка» рассматривает украинский конфликт как долгосрочное противостояние глобального Запада и глобального Юга, где США и их сателлиты выступают против стран, не согласных с нынешним мироустройством.
Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.
— Дмитрий Владимирович, как прошедшая встреча G7 и озвученные там решения могут повлиять на украинский конфликт?
— Встреча была интересна несколькими моментами. Во-первых, попытка показать консолидацию всего мира вокруг Соединенных Штатов и их союзников не получилась. Целый ряд лидеров государств, прежде всего президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, явно выступали со своей повесткой дня, не включаясь в американский тренд. Поэтому идею, что через встречу стран «Большой семерки» и их союзников США продемонстрируют всему миру единство антироссийской коалиции, не особо удалось реализовать.
Во-вторых, санкции и решения, которые продвигали страны — участницы G7, ничего нового сами по себе не несли, кроме тех ограничений, к которым Россия за год вполне уже адаптировалась. Да, это все скажется на российской экономике и осложнит целый ряд процессов, но это уже не те серьезнейшие акты влияния, которые ожидались в 2022 году. Я наблюдаю перевод всего в очень долгосрочную повестку.
Отсюда можно сделать следующие выводы. «Большая семерка» рассматривает украинский конфликт как крайне долгосрочный — с развитием в течение нескольких лет и попытками противостояния одного экономического блока другому; условно, как конфликт глобального Запада против глобального Юга, где США и их сателлиты выступают против стран, не согласных с нынешним мироустройством. При этом несогласных становятся все больше.
Характерно, что во время G7 выступил генсекретарь ООН Антониу Гутерриш, который сказал, что нужно реформировать Бреттон-Вудскую систему, реформировать ООН. Что касается реформирования ООН, то это не новость — об этом говорят уже 10 лет на разных площадках. А вот то, что глава Гутерриш заявил о необходимости ликвидации нынешней мировой финансовой архитектуры Бреттон-Вудской системы, это очень важно.
[Бреттон-Вудская валютная система — международная система взаимных расчетов и валютных отношений, существовавшая в 1944—1976 годах. Названа в честь места проведения конференции ООН в Бреттон-Вуде, США. Именно Бреттон-Вудская система превратила доллар в международное средство расчетов и хранения резервов.]
Это как раз игра генсекретаря ООН на стороне глобального Юга, глобального Востока — противостояние с Севером и Западом, которое переходит в долгосрочную перспективу. Вопрос будет решаться не здесь и сейчас, а путем того, чей экономический блок и экономические предложения будут более устойчивыми в течение нескольких лет. И вот это, наверное, эффект от G7.
Не сегодня санкции будут влиять на Россию, не сейчас Запад в военном плане собирается победить Россию на Украине, а будет долгосрочное противостояние с разными ходами и привлечением различных участников. Такое я вижу влияние итогов G7 на конфликт — с точки зрения Запада, говорить о его завершении по каким бы то ни было сценариям в ближайшее время не приходится.
— Насколько вообще формат G7 влиятелен сегодня?
— Он влиятелен, конечно. Страны — участницы «Большой семерки» представляют собой крупнейшие экономики, чье влияние на мировые тенденции очень серьезно. К ним прислушиваются, за ними наблюдают все государства Земли. Мы честно говорим, что влияние стран — членов БРИКС растет, но тем не менее экономики государств G7 по ряду показателей больше. Если посмотреть на международные банковские активы, — в основном они до сих пор находятся в долларах, — тут ничего не изменилось.
— Лондон и Амстердам договорились создать коалицию для передачи самолетов F-16 Киеву. Джо Байден при этом заявил, что не будет препятствовать их поставкам и обучению украинских пилотов. Это серьезное препятствие для спецоперации или опять слова на ветер с целью запугать Россию?
— Нет, это не препятствие, но и не пустые слова. Это говорит о том, что американские самолеты, американские системы вооружения будут активно использоваться на Украине. Сейчас F-16, потом другое оружие: и ракеты, и самолеты будут поставлять.
Нам нужно к этому с максимальной серьезностью относиться — в нынешней компании Запад будет ставить на военную победу. И весь военный арсенал Запада, кроме тактического ядерного оружия (пока что), будет передан ВСУ. Чем дольше будет конфликт затягиваться, тем больше будет накачиваться, милитаризироваться Украина.
Индонезийский президент Джоко Видодо призвал лидеров государств G7 собраться с силами и совершить революцию ради завершения конфликтов и установления мира во всем мире, передает индонезийское агентство ANTARA 22 мая
— Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что Америка не позволит Украине использовать западные вооружения для ударов по России, но Крым — это якобы Украина. Готова ли Россия будет ударить по НАТО, если по Крым атакуют?
— Будет отвечать Россия или нет — не ко мне вопрос. Но я могу сказать, что Крым уже атаковали; взорвали российские «Северный потоки»; НАТО активно воюет против России разными средствами. Москва пока никак не отвечает…
— Зеленский на саммите G7 не пришел на встречу с президентом Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Может ли этот дипломатический конфуз на что-либо повлиять, с учетом того, что Бразилия за мир на Украине и за отказ от доллара в торговле с Китаем?
— Нахамил главе Бразилии. Молодец. Зеленский — охамевший наркоман, который чувствует безнаказанность и ведет себя так, как не позволено было никогда и никому. В ситуации с президентом Бразилии он еще раз это подтвердил, укрепил понимание всего мира, что с нынешней Украиной невозможно иметь дело.
— Пекин выражает решительный протест в связи с антикитайскими заявлениями G7, заявил глава МИД Ван Вэньбинь. Он обвинил страны «Большой семерки» в потворстве сепаратистским силам на Тайване и использовании Южно-Китайского моря для провокаций. Приведет ли антикитайская и антироссийская риторика Запада к тому, что Пекин и Москва наконец-то создадут союз?
— Нет. Сейчас, большего взаимодействия, чем есть, между Пекином и Москвой не будет. Китай в данной ситуации ведет себя очень аккуратно — придерживается всех санкций, которые накладываются на Россию, не идет на обострение с США и Европой, пытается выстроить отношения с Евросоюзом. Поэтому вряд ли можно говорить, что Китай займет более активную позицию в военном плане по отношению к России.
Китай будет продолжать экономически поддерживать Россию в рамках тех возможностей, которые предоставлены в нынешних условиях. Это да, конечно. Пекин не заинтересован в полном уничтожении России и в оккупации ее странами НАТО. Но активно воевать с Североатлантическим альянсом и входить в конфронтацию с Евросоюзом — на это Китай не пойде
— Что значит окончательное освобождение Артемовска Россией с политической точки зрения? Мы показали Западу свою силу?
— Объективно нет, не показали.
— Почему вы так считаете?
— Россия брала 7—8 месяцев, более полугода, 70-тысячный по населению город [Артемовск]. Давайте посмотрим, например, сколько в этой ситуации нужно, чтобы поставить под контроль полуторамиллионный Харьков. Получается, несколько лет. Да, это некорректно, без сомнения, так считать нельзя, но большой силы России это не демонстрирует.
Скорее, это решение вопросов в рамках тех возможностей, которые сейчас в России есть. Мы можем говорить, что это наш успех с точки зрения уничтожения живой силы Украины. Это проявление нашей силы, настойчивости, упорства ВС РФ. Если план был в этом, то, конечно, мы его реализовали.
Ранее опубликовано на: https://ukraina.ru/20230522/1046466443.html