Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП
09.08.2023

Отношения между РФ и Турцией стратегические

 

Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников в интервью изданию Caliber.Az – о темах предстоящих переговоров Владимира Путина с Реджепом Эрдоганом.

- Хотелось бы услышать ваше мнение по ряду вопросов предстоящей встречи президентов Турции и России, которая ожидается в этом месяце. В частности, стоит ли, на ваш взгляд, ждать серьезных подвижек в отношении Зангезурского коридора, а именно его открытия, поскольку реализация этого проекта в интересах и Москвы, и Анкары?

- Безусловно, открытие Зангезурского коридора в интересах как России, так и Турции, и когда мы говорим о маршруте Север-Юг, постоянно упоминаем о выступлениях президента Владимира Путина, где речь идет не только о выходе из Балтики через Азербайджан и Иран в Персидский залив и дальше в Индийский океан, но и о второй его части – маршрутах, которые хотелось бы видеть реализованными через Азербайджан. И это в первую очередь Зангезурский коридор по территории Армении в Нахчыван и дальше в Турцию и к средиземноморским портам. Это крайне важный проект, и когда в 2020 году Путиным, Алиевым и Пашиняном подписывалось Трехстороннее заявление, речь шла, в частности, о том, что он оперативно откроется.

Однако прошло почти три года, а коридора нет, и сказать, что мы стали ближе к претворению этого проекта, нельзя. Скорее мы отдалились от него. Нынешнее обострение в районе Лачинской дороги говорит о том, что Армения пытается протолкнуть международный сценарий давления на Азербайджан, оставив Зангезурскую систему на второй или третий этап. Несколько месяцев назад на переговорах в Москве поднималась тема открытия логистических маршрутов, тем не менее, как показывают события последних недель, Ереван не оставляет жестких провокаций, втягивая в это еще и российских миротворцев, с тем чтобы, как я уже подчеркнул, создать международное давление на Баку, продавить открытие Лачинской дороги, а тему Зангезурского коридора оставить на потом, по сути же, на никогда. Поэтому Путин и Эрдоган могут, конечно, обсудить и эту проблему, но так как рычагов реального давления на армянского премьера у них нет, проект практически нереализуем в ближайшее время.

- По вашим оценкам, может ли РФ вернуться в зерновую сделку, а если да, то на каких условиях может возобновить свое участие в этом проекте?

- Однозначная позиция России в том, что она готова вернуться к зерновой сделке, как только будут выполнены все условия в ее отношении, которые изначально были прописаны год назад. Имею в виду снятие ограничений на работу Swift российских банков, прежде всего Россельхозбанка, возобновление страхования российских судов, перевозящих удобрения, зерно, продовольствие. Ну и, само собой, свободное перемещение российских судов с продовольствием по миру, снятие ареста на российские удобрения во всех портах. После всего этого - да, Россия вернется в зерновую сделку. К сожалению, Эрдоган решить этот вопрос не в состоянии, как и Гуттериш и остальные участники. Поэтому, скорее всего возвращения РФ к этому соглашению не будет.

- Остается ли вероятность возобновления переговоров между РФ и Украиной при посредничестве Турции?

- Возобновление переговоров с Украиной в нынешней ситуации, наверное, невозможно - ни при посредничестве Турции, ни при посредничестве Бразилии, Китая или африканских государств. Москва однозначно понимает, что силы, стоящие за Украиной, считают, что она в состоянии военным путем победить Россию, и поэтому никаких переговоров проводить не желают, рассчитывая на капитуляцию РФ. Западное сообщество специально провоцировало этот конфликт, понимая, что в крупном противостоянии оно останется в выигрыше, а Украина в проигрыше. А поскольку на Западе никому не жалко Украину и ее там рассматривают как расходный материал, то, соответственно договариваться о чем-то не видят смысла. США на этом конфликте богатеют, а потеря Украины не является каким-то системно значимым фактором для международной политики. Следовательно, все будет продолжаться - Запад будет настаивать на том, что он победит Россию, и пока никаких подвижек в этом направлении не просматривается.

- Допускаете ли вы обсуждение сирийской темы на встрече Эрдоган-Путин?

- Сирийская тема тоже может быть в повестке обсуждений, хотя сейчас она явно не на первых полосах текущей реальности ни для РФ, ни для Турции. Поэтому не думаю, что эта тема будет актуальной на переговорах.

- Все ли благополучно, на ваш взгляд, в турецко-российских отношениях и каким видите их будущее?

- Это стратегические отношения. И здесь есть два момента. Во-первых, в долгосрочной перспективе Турция и Россия выступают за создание многополярного мира, за то, чтобы обе страны были полностью самостоятельными мировыми субъектами, определяющими свою политику и свои отношения с сопредельными государствами в зоне своих интересов, а не играли в единый сценарий, нарисованный в Вашингтоне, как это удобно делать ряду государств. В стратегическом плане Россия и Турция сходятся, поэтому отношения у нас будут партнерские.

Что касается нынешнего технического момента, то следует учесть, что экономический кризис в Турции достаточно сильный и справиться с ним Анкара предполагает с помощью США. И как мы понимаем, Байден уже пообещал миллиарды долларов через МВФ. В этом отношении Турция будет связана этими обязательствами. Есть сложная система договоренностей, это и вхождение Швеции в НАТО, и вопрос зерновой сделки, и ряд других моментов, вокруг которых заключаются договоренности между Анкарой и Вашингтоном и его союзниками. Турция, как правило, не идет на выполнение своих обещаний, пока не будут выполнены обязательства, которые взяли на себя те же США. То есть Турция, таким образом, строит свои отношения с США, ну и Россия должна таким же образом относиться к другому миру.

Следовательно, с учетом того, что между РФ и Турцией стратегически много общего, мы будем вместе двигаться по ряду долгосрочных проектов. Но на данный момент сложное экономическое положение Турции заставляет Эрдогана больше ориентироваться на политику США, и это уже объективная реальность.

Ранее опубликовано на: https://caliber.az/post/183330/

turciya azerbaidzhan

 
Партнеры
politgen-min-6 Отношения между РФ и Турцией стратегические
banner-cik-min Отношения между РФ и Турцией стратегические
banner-rfsv-min Отношения между РФ и Турцией стратегические
expert-min-2 Отношения между РФ и Турцией стратегические
partners 6
eac_NW-min Отношения между РФ и Турцией стратегические
insomar-min-3 Отношения между РФ и Турцией стратегические
indexlc-logo-min Отношения между РФ и Турцией стратегические
rapc-banner Отношения между РФ и Турцией стратегические