Электоральные перипетии в Бурятии: битва за место «партии №2»
Политтехнолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП Антон Садкин – о ходе борьбы за мандаты в новом созыве Народного Хурала Бурятии.
Предвыборная кампания в Бурятии продолжает развиваться в рамках вполне прогнозируемого, но никоим образом не скучного сценария.
Единороссы ведут кампанию, придерживаясь стандартной тактики «не обращаем внимания на конкурентов, они - миф». И в сложившихся обстоятельствах это вполне разумно. Во-первых, партия по максимуму использует личную популярность Алексея Цыденова, возглавляющего список ее кандидатов. Во-вторых, «партии власти» повезло при жеребьевке: ей достался первый номер в избирательном бюллетене, что единороссы достаточно удачно обыграли в своей агитации в соцсетях. В-третьих, был грамотно разыгран этнорелигиозный фактор. Власти проводят в республике Буддистский форум. Наиболее многочисленная национальная группа в республике – буряты, для большинства из которых принадлежность к буддизму – важнейший маркер собственной этнической идентичности. Последнее позволяет закрепить в имидже Цыденова такие элементы, как образы «настоящего бурята» и «верующего буддиста». Большинство избирателей автоматически экстраполирует эти представления на окружение губернатора и региональное отделение единороссов.
В то же время главный соперник «партии власти» - КПРФ – потерпел значимое поражение. На минувших выходных коммунисты (действующие депутаты Народного Хурала) планировали провести митинг протеста в буквально тефлоновых условиях. Мероприятие было направлено против регионального оператора по обращению с отходами - компании «Экоальянс». Последняя выступала для соратников Зюганова в роли «идеального врага». Само название оператора прочно ассоциируется у жителей республики с высокими тарифами, путаницей в платежках и не самыми качественными услугами по вывозу мусора. Компанию буквально ненавидит подавляющее большинство жителей Бурятии. И при этих вводных митинг коммунистов собрал около 50 человек. И это при том, что только в Улан-Уде численность партийного актива исчисляется сотнями. Последнее, вероятно, указывает на наличие внутри КПРФ серьезных инфраструктурных проблем, которые прежде достаточно хорошо маскировались.
Провал митинга наверняка стал для КПРФ вдвойне болезненным, поскольку неделей ранее партия лишилась одного из членов своей первой пятерки кандидатов.
Одновременно коммунисты вступили в конфликт с «Новыми людьми». Нечаевцы заявили об уничтожении неизвестными почти 20 партийных баннеров. Ресурсы, аффилированные с КПРФ, обвинили «новолюдов» в «самообстреле» и попытках привлечь внимание за счет скандала. Реакция соратников Вячеслава Мархаева в данном случае была вполне предсказуемой: «Новые люди» в ходе кампании выступают в роли естественного спойлера КПРФ и могут лишить коммунистов ощутимой доли голосов. Бенефициаром этого скандала, так или иначе, стали соратники Нечаева, сумевшие завладеть вниманием, как минимум, аудитории соцсетей.
ЛДПР и СР по-прежнему проводят кампанию крайне пассивно. Их присутствие в электоральном поле отмечают только появляющиеся изредка в партийных аккаунтах посты и немногочисленные АПМ на улицах. С учетом этого прогнозы о том, что эти партии наберут, в лучшем случае, 5%, представляются вполне оправданными.