Прошлое как часть кампании по защите настоящего
Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев – о создании новых учебников истории.
Борьба за умы и сердца допризывников в самом разгаре. Теперь – через школьный курс новейшей истории. Власть озабочена настроениями молодежи. Вот и решили взяться за школьников. Недавнее прошлое стало частью кампании по защите настоящего.
Помнится, Мединский когда-то жаловался, что историю часто переписывают. Полагаю, что этот раз тоже не последний. Идеализация недавнего прошлого и оправдание настоящего кажется властям эффективным инструментом воспитания правильных граждан. Но насколько он действительно эффективен в среднесрочной и долгосрочной перспективе?
Давайте вспомним, чему учили советские учебники. Кто там был хорошим, кто был плохим. Что там превозносили, что осуждали. И посмотрим на результат.
Люди, которых воспитывали на революционной романтике, на примере декабристов и народников, на апологии борьбы с царизмом, теперь играют роль правых реакционеров. Нынче борцы за умы и сердца идеализируют то, что советские учебники проклинали. Что касается недавних и текущих событий, то даже в идеологизированную советскую эпоху в учебник истории не запихивали текущие события, которые еще непонятно как завершатся. Актуальные события оставались для политинформации, а не уроков истории.
Нет исторических методов, которые позволяют изучать и оценивать событие еще его завершения. Не надо путать историю с политинформацией. Про недавнее тоже презабавно.
Идеализируя застой, критикуя Горбачева и Ельцина, идеологи власти как-то забывают, что не будь Горбачева и Ельцина, не было бы и России Владимира Путина. История в первую очередь должна учить думать. Российская история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать. Так бы я перефразировал Бертрана Рассела.
Превращение истории в агитку не даст возможности усвоить этот опыт. Агитки для заучивания, а не осмысления. А каша в голове из хороших царей и хороших чекистов – не пища для ума. Впрочем, как утверждал Василий Ключевский, история ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.