Почему урбанизм «южного разлива» не работает в Арктике
29 августа на площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) прошло очередное заседание Дискуссионного клуба. Мероприятие будет посвящено теме создания в регионе опорных городов.
В числе прочих спикеров в дискуссии приняла участие - Надежда Замятина, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского (НИУ-ВШЭ).
Ключевой темой ее выступления стал тезис о неприемлемости использования для выделения опорных населенных пунктов в Арктике принципов, разработанных урбанистами для развития густонаселенных территорий с полноценной сетью городских поселений.
С полной стенограммой ее выступления можно ознакомиться ниже.
Мне довелось занимать пост руководителя работ по разработке проекта опорных населенных пунктов, который в прошлом году был выполнен по инициативе Аналитического центра при госкомиссии по Арктике Институтом регионального консалтинга. Сейчас работа закончена и представлена на известном портале Arctic Russia в виде книги. И в своем выступлении я повторю базовые тезисы нашего исследования.
Тема опорных населенных пунктов связана стратегией пространственного развития, где опорные населенные пункты рассматриваются как некие, грубо выражаясь, «недоагломерации». Потому что, согласно данной стратегии, основные центры экономического развития – это крупнейшие агломерации. Опорные населенные пункты – это такой эвфемизм для центров не экономического, а именно социального развития, которые предоставляют базовые услуги для жителей окружающей территории.
В Арктике эта история не «выстрелит», потому что там многие принципы пространственного устройства, которые разрабатывались для плотно населенных территорий, вообще не сработают. В первую очередь - в силу редкой плотности населения. В Арктике города и любые населенные пункты – это своеобразные «острова», они находятся вне сети городских обменов товарами и услугами. Поэтому там многие постулаты урбанистики в принципе не могут работать, здесь крайне затруднены обмены между городами. Поэтому требуется разработка специального подхода к выделению опорных населенных пунктов в условиях Арктики. Западная часть Арктики густо населена, восточная практически пустой выглядит, несмотря на то, что мы брали в целом населенные пункты от 500 человек.
Здесь мы видим, что даже небольшие населенные пункты в восточной части Арктики выполняют роль обеспечения окружающих территорий медицинскими учреждениями. Причем именно эта карта демонстрирует важность, еще раз скажу, особого подхода к Арктическим населенным пунктам. Здесь нельзя выбирать самые крупные, допустим, населенные пункты, тем более по тем критериям, которые в основной зоне расселения идут.
Здесь поселок, даже не обязательно город, особенно в бездорожной восточной части Арктики в 1000 человек, тем более в 5000 человек может выполнять функции, которые при других условиях выполняет более крупный населенный пункт. Поэтому здесь значима не абсолютная численность населения, но то, сколько находится в зоне влияния, в зоне обслуживания того или иного населенного пункта. Здесь в материалах есть тезис о том, что каждый город в Арктике опорный. В значительной степени да. Если мы не будем брать плотно населенную территорию той же Мурманской области, где как раз есть пригороды и во многом система расселения строится по законам основной зоны расселения. Есть небольшие населенные пункты, которые находятся в зонах влияния если не Мурманска, то агломерации Кировск-Апатиты, например.
В такой настоящей что ли Арктике, именно бездорожной идеальным вариантом было бы выделить территорию, где нет круглогодичной наземной транспортной связи в особую категорию, потому что именно там требуются особые подходы к выделению опорных пунктов и любых других классификаций. Так вот, в бездорожной Арктике почти каждый действительно населенный пункт или точно совершенно райцентр выполняют функции опорных.
Рассматривали роль населенных пунктов и в развитии хозяйственной деятельности. Например, оценивали по данным по лицензионным участкам, сколько нефти и газа добывается в радиусе 50 километров от населенных пунктов. И в целом можно сказать, что населенные пункты в Арктике выполняют специфическую функцию поддержки освоенческой деятельности в окрестностях. Традиционно мы оцениваем экономическую деятельность по валовому региональному продукту и здесь населенные пункты выглядят не очень привлекательно, поскольку в значительной степени, особенно в нефтегазодобывающих регионах валовой продукт создается за пределами населенных пунктов. Вот картографически можно посмотреть на Ненецкий автономный округ. Справа лицензионные участки, которые и дают основной вклад в валовой продукт. А слева картинка показывает как раз эти населенные пункты, которые за пределами добычи обычно находятся. И вот здесь как раз ситуация, когда та же Воркута в республике Коми мы рассматриваем как угледобывающую. Но по факту это база, из которой идет освоение и дороги на восточную часть Ненецкого округа, не дороги, а зимники. Но это логистическая база входа на те территории как раз являются нефтегазодобывающими.
Соответственно, вот эта связь между основными видами деятельности хозяйственной, которые вносят вклад в формирование валового продукта национального, регионального и Арктическими городами, она многообразная, сложная, но тесная. По сути, мы имеем такой двухтактный двигатель развития Арктической экономики, в которой города выполняют 5 основных функций. Выполнение ресурсными проектами. И мы проводили качественные интервью с руководителями нефтегазодобывающих предприятий и специалистами, которые показывают, что из Москвы идет менее эффективное руководство добычной деятельностью. И часть административных подразделений должна располагаться как раз в тех городах, которые обычно рассматриваются, вроде Надыма, как база развития окружающей нефтегазодобычи или добычи других полезных ископаемых.
То, что обычно приписывают опорным населенным пунктам, это медицинская, службы экстренного реагирования. Здесь же можно говорить о базах развития социокультурной деятельности, в том числе для коренных малочисленных народов. Безусловно, транспортные хабы. Здесь роль городов Арктических и поселков беспрецедентна, причем в малоосвоенных территориях. Скажем, самый большой центр по авиаперевозкам пассажиров – это Новый Уренгой, там перевозят пассажиров больше, чем в Мурманске или Архангельске, хотя по численности населения Новый Уренгой втрое меньше. Это именно база вахтового освоения тех самых сырьевых районов. В некоторых населенных пунктах находятся уникальные производства, которые нельзя вынести за пределы Арктики. Это важно. Допустим, Норильский никель или Северодвинск с оборонной промышленностью.
И последний пятый пункт особенно важный. и здесь резкое отличие арктических опорных населенных пунктов от опорных населенных других частей страны. Мы это назвали вето-отраслью. Города являются базами информационного научного обеспечения хозяйственной деятельности на окружающую территорию. Почему вето-отрасль? Эти отрасли сами не вносят большого вклада в производство национального продукта. Но они делают возможным это производство. То есть это гидрометеорологический мониторинг. Не вносят большой вклад в ВВП, но без непосредственно метеорологических исследований не будет никаких 80 миллионов тонн по северному морскому пути. Это именно вето отрасль, которая делает возможным развитие других более значимых отраслей.
Безусловно, геология. В северных городах традиционно высокая занятость… У меня есть презентация по Магадану как наукограду. Это я передергиваю, но смысл правильный. Потому что многие виды деятельности в виде развития обрабатывающей промышленности здесь невозможны по экономическим условиям. Остается либо добыча, либо ее наукоемкое обеспечение. В этом плане Арктические города и поселки не совсем наукограды. Но наукограды поневоле, то есть те, которые обеспечивают научное информационное обеспечение вплоть до ветеринарных услуг. Мы помним, когда на Ямале несколько лет назад произошла вспышка сибирской язвы среди оленей, естественно, базовая помощь и та деятельность, которая должна была предотвратить эту вспышку, она из городов проистекала.
Вот вето-отрасли – принципиально важное отличие именно северных городов и населенных пунктов. Мы также делали реестр городов, где располагаются научные станции, филиалы. В целом, не тратя время, могу предложить обратиться к указанному изданию. В целом мы предлагаем специфическую типологию опорных населенных из 5 экономических категорий, а в целом трех. Стратегически, допустим, центр погранзоны – это тематика, которая за пределами исследований. Внутренняя безопасность – это государственные услуги, МЧС, полиция и другие органы обеспечения безопасности. Тоже есть реестр населенных пунктов, где располагаются те или иные органы, организации. И повторюсь, опорные населенные пункты – обеспечение социально-экономического развития из тех пяти категорий, который названы. Причем речь идет именно об услугах, которые оказывает тот или иной населенный пункт для окружающей территории.
И повторю в пятый раз уже основную мысль, что в условиях Арктики вот такими центрами оказания услуг обеспечения хозяйственной деятельности могут выступать и выступают даже небольшие по численности населения населенные пункты. Это не обязательно крупнейшие города. Здесь может быть ключевая роль относительно небольшого поселка города в 5-10-30 тысяч жителей, критически важного для развития, в том числе, и добычной деятельности на окружающей территории. И особого внимания требуют территории без круглогодичной наземной транспортной связи, где такие населенные пункты, как правило, являются единственными центрами предоставления медицинских услуг, услуг связи, возможности выйти в интернет или вообще на связь. Именно поэтому они требуют особого внимания.
Можно посмотреть на сайте разные варианты этих подкатегорий. Если будут какие-то вопросы, я готова на них ответить.