Сети северных городов
На площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) прошло очередное заседание Дискуссионного клуба. Мероприятие было посвящено теме создания в регионе опорных городов.
В дискуссии принял участие Дмитрий Наринский - академик отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), эксперт Союза архитекторов России в области градостроительства и территориального планирования, член Экспертного совета АСИ. В своем выступлении он сосредоточил внимание на вопросе о принципах планирования городских пространств в Арктике. С полной стенограммой его выступления можно ознакомиться ниже.
Ранее порталом «Выбор народа» были опубликованы стенограммы выступлений:
- Надежды Замятиной - кандидата географических наук, ведущего научного сотрудника факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского (НИУ-ВШЭ);
- Виктории Богинской - сооснователя проектно-исследовательской команды «Арктикаметрия», члена Союза архитекторов России, управляющего партнера проектной группы «ЯРУС», члена экспертного совета по созданию арктических стандартов Минарктики;
- Ирины Красноперовой - заместителя руководителя ГОКУ «Представительство Правительства Мурманской области»;
- Максима Данькина - директора Департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики;
- Инны Закирьяевой - заместителя главы города Норильск по экономике и финансам;
- Сергея Неустроева - первого заместителя министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия);
- Рустама Романенкова - статс-секретаря – заместителя генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы»;
- Владимира Климанова - директора Центра региональной политики РАНХиГС при президенте РФ, директора Института реформирования общественных финансов;
- Ольги Грицан – руководителя аналитического отдела АСР «ЦЕНТР».
- Юлии Алферовой - генерального директора АНО «Национальное агентство развития предпринимательства».
У нас информационное моделирование чаще всего связывается со стройкой, с БИМ-технологиями. Я считаю, что это принципиально ошибочный путь для пространственного развития, для информационных моделей пространственного развития. Они должны строиться на совершенно другой основе. И вот буквально в последнее время как раз с коллегами из «Росатома» мы совершили такой идеологический прорыв и выработали теоретические основные построения принципиально других моделей, которые будут описывать, в том числе, экономические отношения. Брались за основу атомные города, но они вполне могут быть перенесены на арктические. И я считаю, что надо моделировать не отдельные города, а сетевое взаимодействие различных типов городов. Потому что каждый сам по себе, какой бы он опорный ни был город, он не существует в отрыве от сети. И очень важно, чтобы информационные модели показывали это сетевое взаимодействие.
Но хотел я сказать, конечно же, про задачи по пространственному развитию. И сегодня мы обсуждаем фактически тот новый импульс в пространственном развитии Арктики, которое задано поручением Президента. И у меня возникает вопрос – а как будет реализовываться это поручение Президента? Прежде всего, каковы будут инструменты пространственного планирования Арктики? И сможем ли мы избежать тех ошибок прошлого, которые были совершены на предыдущих этапах освоения этого региона, этой территории? И мы должны прекрасно осознавать, что это не первая попытка такого фундаментального освоения арктической зоны. И мы сейчас, прямо скажем, расхлебываем те ошибки прошлого, которые были совершены.
Я хочу сказать, что документы пространственного развития, а к ним, прежде всего, относятся мастер-планы, в которых мы имеем в виду, и подразумеваем, и говорим о необходимости разработки мастер-планов. Конечно, эти документы опираются на методологию территориального планирования, которая нам досталась от представления о территориальном планировании, которое сформировалось (подчеркну) в начале 30-х годов прошлого века. В основе этой методологии лежит функциональное зонирование территории. Что такое функциональное зонирование? Это жесткое разбиение территории, подчинение территорий на жилую, производственную и рекреационную зоны. Базовые три. И транспортная четвертая. Я считаю, что это принципиально устаревший метод. И мы должны, особенно говоря про арктическую зону, перейти к другим методам планирования территории.
И когда я говорю о других методах, то в основе этой методологии должна лежать оценка антропогенной нагрузки на территорию. Арктика – очень хрупкий регион, крайне. И там вмешательство человека в природу сказывается потом долгими, мучительными десятилетиями выправления этих ошибок. И когда сегодня коллега говорил о том, что поменять в законодательстве, то я считаю, что по отношению к арктическим территориям должна быть исключена абсолютно методология функционального зонирования. Это прошлый век. Реально практически почти чуть меньше 100 лет назад придумано это было.
И сейчас понятно, что для Арктики нужны другие принципы, как я считаю, основанные именно на антропогенной нагрузке. Этот подход обеспечит сочетание планирования хозяйственной деятельности и бережного отношения к той природе, которую мы, таким образом, эксплуатируем. Мне кажется, что это является базовым. И именно это обеспечит применение принципов устойчивого развития, о которых мы говорим. И не надо это перекладывать только на плечи предпринимателей. ESG-повестка – прекрасная история. Но она ставит во главу угла бизнес и ответственность бизнеса. Безусловно, ответственность бизнеса имеется, никто с этим не спорит. Но государственное регулирование всей градостроительной деятельности должно обеспечивать, в том числе, применение принципов устойчивого развития на практике. А получается так, что переносится сфера ответственности на плечи бизнеса. Я считаю, что это такой однобокий подход, государство точно также как и бизнес должно заботиться о внедрении принципов устойчивого развития на практику. И в частности, отказ от функционального зонирования территории, переход на оценку антропогенной нагрузки будет служить таким принципом. И я считаю, поскольку Арктика будет переживать новый всплеск экономической деятельности, хозяйственной деятельности, в начале этой большой новой волны новых событий должны быть положены новые принципы, новые подходы.
И тут мы можем вместе с профессиональным сообществом объединить усилия и выработать эти подходы и обеспечить новый взгляд на развитие региона.