«Мужской поступок» Адама Кадырова: контекст и последствия
Заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров – с размышлениями по поводу резонансного видео.
Попробую поразмышлять о кейсе Адама Кадырова, 15-летнего сына главы Чечни, который совершил неформальный «акт возмездия» в отношении находящегося в СИЗО поджигателя Корана по фамилии Журавель и получил одобрение своих действий от отца.
Я предположил, что вопрос о реакции Владимира Путина на произошедший самосуд может быть задан пресс-секретарю президента Пескову, и с нетерпением ждал на него ответа, но Дмитрий Сергеевич от комментариев воздержался. В связи с этим у меня родилась следующая гипотеза.
Помните вопрос «Как тебя судить, по закону или по совести?», который на Руси в прежние времена якобы задавали судьи подсудимым? Так вот, мы наблюдаем предложенную населению проверку на готовность ответить: «По совести, батюшка!». Зачем это делается здесь и сейчас, и почему для тестирования общественной гибкости в сложный период истории потребовался мальчик-чеченец, пусть даже и сын вельможного родителя? Видимо, кейс имеет смысл рассматривать в системе других резонансных преступлений и наказаний последнего времени. Система как бы намекает рассерженной публике, куда девать накопившееся раздражение. И альтернатива проста и очевидна: в защиту традиционных ценностей самосуд допустим, а вот целиться клыком в то, что каким-либо образом олицетворяет власть – нельзя ни в каких формах. «Вертикаль» укрепляется, как бы ослабляясь. Парадокс!