Зерновая сделка: разворот на восток
Китай и Россия подписали крупнейший в истории отношений двух стран контракт на поставку зерновых. За 12 лет в Китай поставят 70 млн тонн зерна почти на 2,5 трлн рублей.
Управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко – о значимости данной сделки.
Можно лишь поприветствовать такой большой проект. Он на самом деле рабочий. Мы видим, что экономика Китая, несмотря на пропаганду западных СМИ, восстанавливается после всех пандемийных истории. Да, там есть определенные вопросы касательно колебания юаня, но в целом экономика растёт. Соответственно, требуется сырьё. Очевидно, что зерно, о котором идет речь, не является только продуктом питания. Скорее всего, речь идёт о сырье для различных перерабатывающих предприятий, которые в Китае массово развивается.
Еже один вопрос – железнодорожные перевозки. У нас с Китаем разноколейные железные дороги. Как решили данный вопрос точно не скажу, но предположу, что, скорее всего, дорогу построили под стандарты Китая.
В целом же мы наблюдаем, что Россия ищет альтернативные варианты логистики для экспорта зерна и другой сельхозпродукции. И вот этот новый зерновой путь, скажем так, является логическим продолжением этих поисков. Я полагаю, что Китай может стать и частично перевалочным хабом, каким, например, Стамбул. Тут надо понимать, что Китай активно наращивает свои интересы в Африке. И конечным пунктом доставки могут стать, в том числе, страны Африки, где у Китая есть бизнес-интересы.
Конечно, не надо забывать, что сегодня Китай является одним из наших главных торговых партнёров. И это независимый игрок, на которого сложно повлиять недружественным нам странам, у Китая в этом плане самостоятельная политика. Поэтому переориентирование экспорта из России в Китай – логичный и здравомыслящий шаг.
Другое дело, что у Китая не должно быть монополии на российский экспорт. Надеюсь, что развиваются и другие направления – Африка, Иран, Ближний Восток. А вот такой большой объём экспорта в сторону Китая из России даст нужные нам деньги, потому что Китай платит, он не берём в долг, в отличие тех же африканских странах, и рынок у Китая огромный. Более того, данная сделка – это еще и очень позитивный сигнал для всего мирового рынка.