Партийный ландшафт в Швейцарии очень разнообразен
22 октября в Швейцарии пройдут выборы в обе палаты Федерального собрания Швейцарии – Совет кантонов и Национальный совет.
О наиболее вероятных итогах выборов и запросах электората рассказал почетный профессор, доктор права, соучредитель и публичный представитель швейцарского Центра по гуманитарному праву, эксперт Ассоциации НОМ Зоран Виторович.
Партийный ландшафт в Швейцарии очень разнообразен. Некоторые партии действуют на федеральном, кантональном и муниципальном уровнях, в то время как другие действуют только на одном уровне.
Что касается Национального Совета, то за последние 100 лет пять крупных партий всегда сохраняли за собой большинство избирателей. В «большую пятёрку» входят Швейцарская народная партия (SVP), Свободная демократическая партия, либералы, Социал-демократическая партия (SP), Зелёная либеральная партия и партия Центра.
Эксперты предполагают, что крупнейшая политическая партия, а именно Швейцарская народная партия, наберет на 2,5% больше избирателей. За левых (Социал-демократическую партию, Партию зеленых и Зелёную либеральную партию) проголосует на 2-3% больше избирателей, далее будут либералы. Вероятно, эта пятерка сохранится и после парламентских выборов.
Если подробнее изучить мотивацию избирателей, то можно увидеть, что для большинства самым важным вопросом является медицинское страхование (51% избирателей). На втором месте стоит вопрос иммиграции (35%). Затем на третьем месте социальное обеспечение, прожиточный минимум (26%). После этого идут вопросы энергетической безопасности, а на пятом месте – пенсионная реформа.
Эти проблемы, в большей или меньшей степени, связаны с суточной стоимостью проживания, и именно этот вопрос для среднестатистического гражданина Швейцарии может оказаться важнейшим. Из 9 миллионов жителей Швейцарии более 28% сегодня живут в очень сложной ситуации, почти за чертой бедности. Это чувство незащищенности доминирует во всех социальных группах Швейцарии. У большинства есть ощущение, что экономические и социальные проблемы будут продолжать обостряться. Менее важна глобальная или европейская политика.
Для большинства населения антироссийская риторика не представляет большой значимости, не оказывает большого влияния на избирательную кампанию. Внутри швейцарского общества есть дискуссия относительно украинских беженцев. Многие граждане страны недовольны, считая, что они просят слишком многого. Отношения к россиянам нельзя обозначить как однозначно негативное. Несмотря на огромное давление со стороны Евросоюза и США на швейцарцев с целью ужесточения санкций в отношении богатых русских, которые также живут в Швейцарии, большинство из них являются обычными гражданами Швейцарии и не имеют никакого отношения к политике.
Избирательная система в Швейцарии очень сложна и в целом непроста для понимания, но она по-прежнему стабильна. Кантоны ответственны за проведение выборов. Они организуют процесс голосования, проводят различные проверки (например, действительны ли списки избирателей на выборах или нет). В день выборов они собирают результаты с избирательных участков, публикуют их и отправляют в Федеральную канцелярию.
Существует правило, что для кантонов, имеющих только одно место в парламенте, выборы проводятся мажоритарным методом. В кантонах же с несколькими депутатскими мандатами выборы проводятся на основе пропорционального представительства. Места в Национальном совете распределяются пропорционально численности населения кантонов. Это означает, что чем больше жителей проживает в одном кантоне, тем больше мест в Национальном совете он имеет».
В реестре избирателей свыше 5,5 млн человек. Граждане страны могут проголосовать непосредственно на избирательном участке, либо в других местах, указанных в федеральном законодательстве, в досрочном порядке, по почте (в том числе зарубежные швейцарские избиратели), по электоральной доверенности (отдельные кантоны) и по сети Интернет. Наиболее распространённой формой участия в выборах в стране является именно голосование почте. Вместе с тем сама процедура «почтового голосования» проводится без должного общественного контроля – федеральное законодательство такую возможность не предусматривает.