Я/ты/мы это делали
Политтехнолог, заместитель председателя КРК РАПК Маргарита Вольхина – об опыте общения с представителями цыганской диаспоры.
На заре своего пути, году так в 2003, была отведена мне задача пообщаться с важными людьми по списку. Прототип сегодняшней производственной мобилизации.
Набираешь номер, представляешься, мол, звоню от того-то, хочу встречу. Далее время, место и вперед! И так прошло уже много встреч. Посетила я много руководителей предприятий малого, среднего, а порой и крупного бизнеса. Навык переговоров отточен, уверенность имеется, ответы на, казалось бы, все вопросы-проработаны.
Дошло время до диаспор.
Регион центральной России. И вот он, звездный час, и моя первая диаспора – цыганская. Да-да! Именно она! Проживали они компактно в одном из районов города. Дома там были разные, истории про этот район еще более разные, чем эти самые дома. Гадалки, ворожеи и неоднозначные ситуации, местные авторитеты про любой пункт в подробностях от каждого третьего жителя города! Стереотипов, мнений и вариаций трактовок большое множество.
Интернет в то время был слаб и локален. Вооружившись уверенностью, скудными знаниями и советом Людмилы Петровны-старожила города, я отправилась на встречу.
Удивительно было все: от взглядов, пауз, обстановки, антуража, золотых багетов, невербалики до того, что пришлось делать и говорить. Забегу вперед и скажу, что барон был в тот день благосклонен, все прошло на удивление хорошо. Единственное, что хочется отметить, чего я не видела больше нигде и никогда после не встречала – это чаепитие. А именно оно было приветственным и в самом начале. Поясню: когда собираются все участники встречи, а их много, наливается чай в граненый стакан, и каждый из присутствующих отпивает глоток из одного стакана, который идет по кругу присутствующих. Естественно, и я как гость получила этот стакан в порядке очереди. И как бы вопрос стоял и не стоял одновременно. Но дело было важным, как и все на избирательной кампании, глоток был сделан, и договоренность состоялась!
Это были выборы в ГД. Набрал кандидат тогда 11,5%. Но целью была не победа – уверенное участие.