Блестящий анализ отношений России и Запада
Руководитель проектов ЭИСИ, доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов – о значимости интервью Владимира Путина американскому журналисту Такеру Карлсону.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время это самая главная новость в области глобальной политики. И еще очень долго будет таковой.
Это интервью, конечно, более значимое событие, чем текущие интервью Байдена и каких-то других политических лидеров. Значимость интервью Владимира Путина Такеру Карлсону, наверно, можно сопоставить с Мюнхенской речью нашего президента в 2007 году.
Какова аудитория? Конечно, прежде всего это американское общество. Думаю, что тут надо учитывать и перипетии избирательной кампании. Конечно, Такер Карлсон в рамках данного интервью имел в виду тот достаточно напряжённый политический момент, который переживают Соединенные Штаты. И для него важно было донести мнение нашего президента до американских слушателей. В то же время хочу подчеркнуть, что Владимир Путин очень корректно себя вел. И обвинить его во вмешательстве во внутренние дела США точно нельзя.
Конечно, это интервью не только для американцев, но и для европейцев, украинцев, для жителей России имеет большое значение. Да и для граждан других стран тоже. Там нашлось место и Китаю, и другим государствам, на которые наш лидер обратил внимание.
Что важно с точки зрения смысловой конструкции. Думаю, что впервые для западной публики, во всяком случае впервые за последние годы, наш президент четко, внятно, детально проанализировал взаимоотношения России и Запада на протяжении довольно длительной ретроспективы. В этот анализ, разумеется, был включен украинский кейс, том числе в историческом контексте, отношения России и США, отношения России с западной Европой. И, конечно, это не просто блестящий анализ пройденного пути. Это еще и обозначение конкретных механизмов, инструментов пути разрешения того глобального кризиса, в котором находится сейчас человечество.
Мне показалось очень интересным, что в какой-то момент заговорили об искусственном интеллекте. Очень показательный пример, показательный кейс. Наш президент обозначил единственно здравую идею – с искусственным интеллектом, с достижениями науки, которые меняют биологическую сущность человека, необходимо поступать так же, как с ядерным оружием. Поскольку здесь не только достижения, но и понятные вызовы человечеству. И необходима выработка совместных норм, которые бы регулировали данные сферы, как они регулируют сферу ядерного вооружения.
Это демонстрирует широкий системный подход к решению тех или иных проблем, которые существуют у человечества. Заметьте, никто (во всяком случае я этого не знаю) из лидеров стран мира об этом даже не думает, не то что произносит. Не думает, что искусственный интеллект – это сфера, которая нуждается в глобальном регулировании.