Кровь, слезы и уроки на будущее
Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор кафедры дипломатии МГИМО, профессор РГГУ Владимир Пряхин – о том, кто стоит за терактом в Подмосковье.
Чудовищная трагедия в пятницу 22 марта потрясла всю Россию. Но после шока от произошедшего ощущается острая потребность в трезвом анализе причин и выводах на будущее.
Не будучи компетентным в сфере охраны общественного порядка, воздержусь от оценок работы наших правоохранительных органов. Да воздаст Господь и государство славу и награды бойцам, проявившим мужество и героизм. Да понесут заслуженное наказание те, кто пренебрег выполнением своих должностных обязанностей.
Как политолог хотел бы остановиться на другой стороне этого варварского преступления, попытаться проанализировать его причины и мотивы, вычислить организаторов из закулисья, дать ответ на извечный вопрос при расследовании любого преступления — cui prodest — кому выгодно?
Откровенно говоря, чувства тревоги и настороженности возникли у меня тогда, когда начиная с февраля в британских и американских средствах массовой информации хором запестрели прогнозы о том, что «Кремль ждут сюрпризы». Было ясно, что этот хор запел неспроста — где-то какая-то информация, видимо, просочилась. Можно было предположить, что речь идет об активизации атак беспилотников, провокациях на границе, обстрелах приграничных территорий. И все это действительно имело место. Но мысль о столь гнусной крупномасштабный внешнеполитической акции не приходила в голову. И напрасно.
Ведь все очень логично. Еще не успела высохнуть кровь жертв террористического акта, а в западных СМИ уже запричитали о том, что это следствие вовлеченности России в войну на Донбассе. Силы, мол, отвлечены на внешний периметр безопасности, в стране растет число гастарбайтеров, в том числе и на предприятиях оборонного комплекса. Резко возросла, следовательно, опасность терактов.
Точно также, как по единой отмашке, появились разом указания на ИГИЛ-Хорасан*, как на главного фигуранта в данном уголовном деле. Но этот филиал ИГИЛ*, который услужливо поспешил взять на себя ответственность за случившееся — не более, чем групповой киллерский центр под зеленым знаменем. Им руководят совсем не идеологические религиозные мотивы. Поиздержались после поражений, нанесенных им в Сирии, испытывают острую нужду в деньгах. А денег на такого рода «мероприятие» его истинные заказчики не пожалели. Ведь трудно представить более целенаправленного и циничного удара по сердцу России, народ, который только что продемонстрировал свою сплоченность и поддержку внешней политики руководства.
Во-первых, сам по себе факт гибели десятков ни в чем не повинных людей должен был по мысли заказчика запугать россиян, снизить уровень поддержки Специальной военной операции.
Во-вторых, специально подобранный по национальному и конфессиональному признакам состав непосредственных исполнителей идеально подходит для расшатывания межнационального единства и сплоченности народов Российской Федерации. Глядишь, и появятся дурачки, которые пойдут устраивать всякого рода анти-таджикские и другие погромы.
В-третьих, гастарбайтеры действительно играют достаточно значимую роль в экономике России, в особенности в ЖКХ и строительстве. Их возможный отток – серьезный удар по нашей экономике. В свое время мне пришлось участвовать в конференции реципиентов рабочей силы из Таджикистана. На этой конференции представители ближневосточных шейхов и южнокорейских компаний с завистью говорили о том внушительном вкладе, который вносят таджикские мигранты в формирование российского ВВП.
К счастью, погромов не будет. Все-таки тридцать лет после «всеобщего помутнения» разума и развала СССР не прошли даром. Россияне приобрели достаточный политический опыт для того, чтобы не рубить с плеча, не разобравшись, в чем дело. Надо отдать должное и муфтияту России, своевременно и правильно отреагировавшему на произошедшее, наградившему пятнадцатилетнего мусульманина Ислама Халилова, проявившему мужество и героизм при спасении жертву тракта.
Но очень важно сейчас докопаться до глубинных заказчиков этого гнусного преступления. Ясно, что те четверо, которых удалось схватить по горячим следам, всего лишь «шестерки» в этой сложной преступной многоходовке. Не исключено, что удастся выявить и деятелей ИГИЛ*, причастных к организации теракта. В поисках заказчиков я бы не фокусировался только на киевской клике. Да, она ненавидит Россию, но у нее нет таких денег, а те, что есть, расходятся по собственным «кишеням», то бишь карманом. На большее, чем теплый прием и укрывательство бежавших террористов СБУ и ГУР вряд ли способны.
Настоящие заказчики, у которых всегда есть лишний миллиард на хорошо подготовленную антироссийскую акцию, прячутся в сигарном аромате натовских кабинетов и злаковых местечках, где обитают мультимиллиардеры, и которые надежно укрыты от нескромных проникновений журналистов или кого-либо еще. Некоторые из этих организаторов могут даже выражать соболезнования россиянам в связи с постигшей их трагедией. На их дипломатическом языке эти соболезнования — форма демонстрации откровенного злорадства и глубокого внутреннего удовлетворения успешно проведенной политической акцией. А то, что эта акция циничный теракт их беспокоит меньше всего.
К сожалению, российское общественная мнение слишком долго воспитывалось в духе абстрактного гуманизма. Мы никак не можем понять еще, что за хрестоматийным словом русофобия, к которому мы уже как-то привыкли, скрывается лютая ненависть ко всему российскому и черная зависть к нашим национальным богатствам, которые мы сами еще не в состоянии оценить, а они – там в тиши натовских кабинетов — уже обозначили их на снятых из космоса топографических картах нашей территории. Они уже добились своего, разрушив Советский Союз. Теперь дело «за малым» — расчленить то, что осталось — Российскую Федерацию. И если для этого им понадобится убить сотню другую россиян, то за этим дело не станет. Они готовы и на большее.
Надо быть готовыми и нам.
* Организация запрещена в России как террористическая