«Карелингейт» и кризис ребрендинга «Единой России»
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о высказываниях Александра Карелина, касающихся пенсионной реформы, которые породили шквал критики.
Уже несколько дней в сети обсуждают недавнее интервью Александра Карелина «Комсомольской правде». Депутат-олимпиец привлек к себе повышенное внимание публики парой реплик относительно пенсионной реформы. Во-первых, легендарный борец заявил, что осуждает смягчение пенсионной реформы (в пользу которого, напомним выступил лично Владимир Путин). Во-вторых, спортсмен назвал людей, планирующих жить на пенсию, иждивенцами. По его мнению, людей пенсионного возраста должны содержать их дети.
Эти высказывания закономерно породили шквал критики. Но никто из комментаторов не вспомнил о том, что Александр Карелин – это член комиссии по этике партии «Единая Россия». Этот орган был создан относительно недавно. Его сформировали как раз затем, чтобы оценивать действия членов партии, публичные высказывания которых бросают тень на авторитет «Единой России».
На фоне этого скандал с Карелиным позволяет сделать два предположения.
Либо к этой части задачи по ребрендингу партии отнеслись «спустя рукава», подбирая кадры для комиссии лишь по признаку популярности ее потенциальных членов. Либо само по себе создание комиссии носило фиктивный характер и было призвано лишь имитировать борьбу с «чиновничьим хамством».
В любом случае, налицо очевидные проблемы с улучшением имиджа «партии власти». Оставить их нерешенными – слишком большая роскошь в условиях падающего рейтинга.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о возможности смены формата взаимоотношений партии с лидерами общественного мнения. С одной стороны, именно они помогли партии пережить ЕДГ-2018 без ощутимых потерь: сохранить доминирование в большинстве регионов единоросам помогли именно победы кандидатов одномандатников. Но в данном случае речь шла преимущественно о региональных ЛОМах. Ценность же для партии популярных фигур, таких, как Александр Карелин или Ольга Глацких, может быть поставлена под сомнение. И в том, и в другом случае речь идет об обладателях олимпийского золота. Но, как показывает практика, всего пара фраз, сказанных не к месту, способна обрушить их авторитет. Возникает ощущение, что эффективная эксплуатация этого ресурса возможна лишь при одном условии: жестком контроле над публичными выступлениями. Однако это вызывает вопрос о готовности не продумывающих свои выступления ЛОМов ограничить свободу самовыражения.
Наконец, следует обратить внимание на другой тревожный момент. Допустим, Александр Карелин искренне считает людей, претендующих на пенсионное обеспечение, иждивенцами. Это само по себе печально, но не фатально для партии. По крайней мере, до тех пор, пока он излагает свои взгляды в узком кругу доверенных лиц. Однако депутат считает позволительным допускать такого рода эскапады в прямом эфире одного из крупных СМИ. Т.е. он либо не осознает связанные с этим политические риски, либо полагает их допустимыми. При этом речь идет о члене Высшего совета партии. Это подразумевает либо необходимость в коррекции кадровой политики, либо потребность в жесткой регламентации функционала медийных партийцев.
Как бы то ни было, «карелингейт» ставит под сомнение способность партии к изменениям. И даже если депутат не будет подвергнут критике однопартийцев публично, на внутреннем уровне его должен ожидать достаточно жесткий «разбор полетов». За чем, в свою очередь, должны последовать системные меры на федеральном уровне. В противном случае новые скандалы продолжат подпитывать падение рейтингов ЕР.