Новый миропорядок: что день грядущий нам готовит?
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о крахе старого миропорядка и формировании нового.
Так, дискуссия у нас тут началась.
«Убить дракона»
Может ли Россия стать актором создания нового миропорядка? Да, у нее есть шанс обрести эту роль. Но является ли Россия субъектом этого процесса здесь и сейчас?
Посмотрим на международную ситуацию объективно: в данный момент РФ утрачивает влияние в пределах своей традиционной зоны интересов. Закавказье стало полем соперничества альянса Турции и Азербайджана с Ираном. Средняя Азия по мере реализации проекта «Пояс и путь» все больше втягивается в орбиту влияния Китая. Зависимость этого региона от Москвы все больше сводится к наличию феномена «гастарбайтеров», однако российское общество демонстрирует всю большую неприязнь к трудовым мигрантам.
Более того, сама территория РФ во многом превратилась в зону «мягкой экспансии» других геополитических центров. Так, на Кавказе мы наблюдаем экспансию салафизма, а в условно «тюркских» регионах России ощущается сильное влияние Анкары.
Под вопросом находится и способность российского истеблишмента обеспечивать интеграцию многих этнических регионов («призывные бунты» в Дагестане служат наглядным тому подтверждением). При этом процесс «ментальной децентрализации» не является результатом одного лишь вмешательства внешних сил.
Центральное руководство десятилетиями закрывало глаза на трайбализацию и в целом архаизацию многих национальных республик, в результате чего они вошли в новый век с кланами, убийствами чести, кровной местью, неприкрытым непотизмом и процветающим религиозным фундаментализмом. Как результат, эти регионы обособились от большинства иных субъектов России на уровне жизненного уклада, культуры, социальной и политической организации.
По уровню «мягкой силы» Россия уступает не только США и Китаю, но и таким государствам, как Южная Корея, Япония, Германия, Франция и Италия. Наши несырьевые товары достаточно слабо представлены на международных рынках, мы испытываем ощутимую зависимость с точки зрения импорта сквозных и критических технологий и основанной на их использовании промышленной продукции. С точки зрения развития прикладной науки мы аутсайдеры среди развитых государств по большинству перспективных направлений. Наглядный пример: в 2015 – 2019 гг. в международных масштабах ученые направили более 41 тыс. патентных заявок на технологии искусственного интеллекта, из них на долю исследователей из РФ пришлось лишь около 500. Не лучше обстоят дела и с развитием «Интернета вещей», мобильных сетей связи пятого поколения, технологий распределенных реестров, созданием систем накопления электроэнергии и новых материалов и веществ. Подчеркнем: все это может обернуться в отдаленном будущем качественным отставанием, в том числе и в военной сфере. И это не оценочные суждения профана: ознакомьтесь хотя бы с «Белой книгой» - совместным исследованием Высшей школы экономики и Минэкономразвития, которое содержит сводный анализ развития высоких технологий в России и за рубежом.
Нужно помнить о том, что глобальное доминирование Запада не могло быть обеспечено только лишь за счет разжигания конфликтов, использования методов «цветных революций» и продвижения собственных ценностей. Интернет, компьютеры с графическими пользовательскими интерфейсами, смартфоны, голливудские блокбастеры, «Боинги» и ракеты ATACMS – все это появилось на свет благодаря развитой науке, процветающей промышленности, одной из наиболее передовых образовательных систем и все еще работающим социальным лифтам.
Россия сейчас не является главным врагом Запада. В этом качестве, к счастью для нас, сейчас выступает Китай. И пока Пекин с Вашингтоном оспаривают друг у друга роль глобального гегемона, мы можем успеть «нарастить мускулы», чтобы не превратиться в жертву борьбы геополитических исполинов.
Чтобы реализовать имеющийся у страны потенциал и стать участниками процесса создания нового миропорядка, представителям российского истеблишмента необходимо провести масштабную «работу над ошибками» и перезапустить на новой основе многие процессы во внутренней и внешней политике. Иначе в долгосрочной перспективе Россия рискует сойти со сцены мировой истории и переместиться в зрительный зал. Прогресс или цивилизационное поражение. Третьего не дано.