Консультант по управлению, эксперт Центра ПРИСП
13.06.2024

Записки модератора

 

Консультант по управлению, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников – о том, как удержать население северных регионов.

25 лет назад мы, скрестив жанр путевых заметок с жанром вахтового журнала, написали первый в истории русского пиара дневник избирательной кампании. Назвали его «Кампанейский журнал». Вели мы его вместе с известным писателем Михаилом Карчиком и не менее известным технологом Валерием Заецем. Тогда мы были молодые и дерзкие (теперь мы уже не такие молодые, но по-прежнему дерзкие) и в творческом порыве себя не сдерживали. Михаил Карчик атмосферу «Кампанейского журнала» вскоре воспроизвел в романе «Право на выбор».

Вот мы и продолжим нашу традицию в предлагаемых вам «Записках».

Я сейчас в Мурманской области провожу стратегические сессии. Если вы попросите меня одним словом ответить на вопрос «Что тут происходит?», то я бы сказал так: Development.  

Конечно, общаясь с людьми в момент, когда они заняты мозговым штурмом, мы получаем возможность мгновенно понять их запросы и чаяния и, в самом чистом виде, получить от них выстраданные ими решения по обустройству их жизни.

«Записки модератора» - моя посильная рефлексия тех замечательных идей, которыми участники стратегических сессий буквально фонтанировали.

А начнем мы вот с чего. Перед стартом непосредственной работы над первой темой участникам было предложено в качестве разминки составить для нейросети техническое задание по отрисовке портрета региона в образе человека. Кстати, нейросеть уже нарисовала такие портреты для городов России и для российских рек. А вот образа регионов до сих пор нет.

Участникам было предложено ответить на такие вопросы как: наш регион мужчина или женщина, а сколько ему (ей) лет, какого цвета у него глаза, как одет, что держит в руках, что у него на заднем плане и т.д.

Но я не спросил у участников сессии самого главного: «А какой должен быть характер у нашего региона?» Они сами внесли эту характеристику и сказали: «Мы хотим, чтобы он был доброжелательным». Это мнение жителей города Апатиты и, сдается мне, что так бы решили и жители всех других районов Мурманской области.

«Дружелюбный город» это ведь не только городская среда, удобная для горожан, это еще (и прежде всего) отношения между людьми. Это добрый город – Доброгор, явленный в облике русского богатыря.

А теперь немного популярной эзотерики. Попрошу отнестись к данным моим рассуждениям как к научной гипотезе, и не воспринимать их в качестве мистического откровения. Ибо нет сверхъестественного, но есть непознанное.

В.И.Вернадский ввел понятие «ноосфера», но по понятным причинам поостерегся подробно описать механизмы ее формирования. Мы же будем оперировать устоявшимся понятием «эгрегор» (от греч. ἐγρήγορος «бодрствующий»), понимая его как групповое биополе, общее для конкретной общности людей, как сосредоточение совокупной информации и эмоциональных эманаций.

Итак, в нашем случае эгрегор есть хранилище ментальной энергии, наполняемое мыслями и эмоциями проживающих в регионе людей, и обретающее, образно говоря, самостоятельное бытие. Благодаря этому обеспечивается синхронное поведение жителей, связанных эмоционально и информационно. Аналогом может быть не только понятие «ноосфера» у Вернадского, но и «архетипы коллективного бессознательного» у Юнга.

Эгрегор как бы питается эмоциями людей. И если в регионе доминирует злоба, страх, алчность и тщеславие, то и эгрегор будет таким же. А поскольку он (эгрегор) обретает самостоятельное бытие, то со своей стороны он будет спонсировать регион дурной, темной энергией. И чем больше эмоций, тем мощнее эгрегор.

Что порадовало и вселило оптимизм? Участники первых пяти сессий нарисовали образ светлого эгрегора. А милая девушка-красавица, сотворенная участниками сессии в Апатитах, и крепкий жизнерадостный молодой мужчина, порожденный коллективной мыслью участников из Кировска, уже спровоцировали появление целого ряда позитивных ассоциаций, вроде того, что «давайте мы их поженим».

Однако, путь стратегического планирования не всегда усыпан розами. Надо решать и застарелые проблемы. Образно говоря, нужно развязывать так называемые «кармические узлы» – жизненные затруднения, создаваемые самим человеком, когда он не хочет прорабатывать проблемную ситуацию, а лукаво выбирает самый легкий, но чаще всего неверный, путь. После чего узел затягивается еще крепче.

Вот пример попытки развязать такой «кармический узел». Одна из стратегических целей Мурманской области – увеличение количества населения. И не нужно читать людям лекции как это сделать. Они сами скажут как надо. Участники сессий прямо указали на важность отношений «работодатель-работник».

А дальше последовал естественный управленческий вывод: чтобы удержать работоспособного человека в регионе, нужно думать не только о том, какие бытовые условия ему создать, но и понимать как он чувствует себя в своей организации. Особенность русской деловой культуры такова, что мы не хотим работать на кого-то, мы хотим работать с кем-то.

Отсюда запрос на повышение корпоративной лояльности. Если кто-то из директоров любого из российских предприятий скажет вам: «Да, мне все равно, что про меня думают мои сотрудники», - не верьте. Народная любовь это чистейшая амброзия, практически, пища богов. Любой руководитель о ней мечтает. Почему? Да, потому что эти эмоции добавляют ему и энергии, и смысла.

Мы проводим на работе треть отпущенной нам активной жизни. И мы хотим приходить в свою организацию с радостью. Наши люди даже готовы подчас мириться с невысокой зарплатой, лишь бы «коллектив был хороший и начальник незлой». Если человек идет на работу с радостью, он тысячу раз подумает нужно ли ему менять регион проживания.

Методов для повышения корпоративной лояльности накоплено предостаточно. Самое простое – оттолкнуться от теории типов трудовой мотивации известного советского социолога В.И.Герчикова. Вопрос: а почему же мы этого не делаем? Ну, тут два варианта: либо мы не знаем, что так можно, либо мы не хотим, потому что у нас (у руководства) и так все хорошо.

Задумайтесь, сколько людей уехало с «северов» только потому, что уровень управленческой грамотности и простой человеческой совестливости у их руководителей был явно ниже среднего.

Думаю, на сегодня достаточно. В следующий раз поговорим о предложенных участниками сессий решениях по теме «Повышение рождаемости» и «Межпоколенческое взаимодействие».

sever olen kochevye koren min

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Записки модератора
banner-cik-min Записки модератора
banner-rfsv-min Записки модератора
expert-min-2 Записки модератора
partners 6
eac_NW-min Записки модератора
insomar-min-3 Записки модератора
indexlc-logo-min Записки модератора
rapc-banner Записки модератора