Тренд в противофазе
Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о нехватке электоральных юристов в России.
Тут у коллег несколько дней уже бурлит дискуссия о «кризисе перепроизводства» политологов. Интересно, но у электоральных юристов скорее обратная проблема.
Есть довольно распространенное представление о том, что в стране юристов слишком много. На деле же все наоборот. Обладателей дипломов юрфаков (причем, довольно сомнительных) и правда тьма, — каждый третий, занятый в политико-административной сфере, при обсуждении вопроса, за который он лично не отвечает, нет-нет да и ввернет: «Я и сам в некотором роде юрист». Однако если говорить о нормальных юристах-практиках, то их обычно всегда не хватает. Причем речь идет не о мастерах куртуазной самопрезентации а-ля Эльман Пашаев или поп-звездах права, а об обычных профессионалах, крепко знающих свой предмет.
В электоральной сфере это сейчас особенно заметно. Не претендуем на репрезентативность, но, по нашим наблюдениям, за последние пару лет значительная часть коллег, годами ураганивших на выборах, меняет профессию. Превращение многих процедур в ритуалы, застывание гонорарных показателей и скукоживание до минимума рок-н-ролльной составляющей тому причиной.
Основной отток идет в GR. Оно и понятно: там, с одной стороны, необходимы скиллы в области коммуникаций, с другой же — доскональное понимание работы политико-административных механизмов. Вот через второе обычно бывшие кампанейрос и проникают на новый рынок.
Госслужба и партийные аппараты – это второе по популярности место миграции электоральных юристов. Тут, конечно, чуть скучнее, чем на кампаниях, зато доход не сезонный.
Больше всего удивляет третий заметный кластер уходящих из мира избирательных кампаний. Речь о тех, кто вообще покидает юриспруденцию. Кто-то понял, что всю жизнь в нем дремал воин и новая нормальность, наконец, позволяет не врать себе, кто-то решил строить свой бизнес (причем принципиально вдали от сервисных моделей), кто-то решил начать новую жизнь «синего воротничка». Нет, конечно, такие выходы из профессии всегда были и будут, но за последние пару лет это происходит в довольно заметных масштабах.
В общем, в отличие от политологов, у электоральных юристов не переизбыток кадров, а их ползучее вымывание. И чем дальше, тем каждый остающийся в профессии представитель old school ценнее (в мемориальном, естественно, смысле, не финансовом).