Утверждение административно-электорального «пленума»
Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о постановлении Верховного суда РФ.
Пленум ВС РФ наконец утвердил постановление «Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов».
Проект документа рассматривали еще зимой, но тогда его отправили на доработку. К слову, совсем не зря, с тех пор текст изрядно похорошел.
Если широкими мазками:
- Обильно и подробно об ответственности за нарушение иноагентских ограничений
Например, запрета на агитацию, отсутствие маркировки о статусе иноагента либо аффилированного с ним лица, изготовление АПМ и т.д.
- Конкретизированы или систематизированы отдельные оттенки избирательного процесса
Например, хорошо расписано то, в чем многие путаются — разница между СМИ и организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, а также их распространение.
Еще здорово, что однозначно указано вроде бы очевидно вытекающее из закона, но порой вызывающее странные вопросы у правоприменителя к проектам предкампании:
«В отсутствие у лица статуса кандидата (выдвинутого или зарегистрированного) распространение материалов о таком лице не может квалифицироваться в качестве предвыборной агитации (подпункт 35 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав)».
Также вполне определенно зафиксирован запрет использовать в агитматериалах изображения умерших лиц.
Не обошел вниманием «пленум» и несовершеннолетних, указав, что запрещенное привлечение к агитации лиц, не достигших 18 лет, может выражаться как в непосредственном участии в агитационной движухе, так и в действиях, обеспечивающих проведение агитации (например, посредством личного участия в изготовлении АПМ).
- Конкретизирован механизм привлечения к ответственности за некорректное опубликование данных опросов общественного мнения
В числе прочего, отмечен момент относительно «формирующих» опросов.
«При наличии у допустившего нарушение порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения лица цели выразить предпочтение какому-либо кандидату, избирательному объединению такое опубликование (обнародование) может быть признано предвыборной агитацией и повлечь его привлечение к административной ответственности по соответствующей статье».
- Определена ответственность за электоральные дипфейки.
Речь идет об изготовлении агитационных материалов «с использованием вводящих в заблуждение и выдаваемых за достоверные недостоверных изображений, аудио- и аудиовизуальной информации, в том числе созданных с помощью компьютерных технологий (пункт 11 статьи 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав)».
Изготовление таких материалов будет квалифицироваться как административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.12 КоАП РФ.
- Детализирована процедура
Постановление конкретизирует процессуальную сторону рассмотрения дел об электоральных административных правонарушениях.
Среди прочего заслуживает внимания скриншот как доказательство.
Как указано в документе:
«Доказательствами по делам об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права и совершенных в информационно-телекоммуникационной сети, наряду с протоколом об административном правонарушении могут являться, например, документы … снимок экрана компьютера, мобильного телефона, планшета, содержащий указание адреса интернет-страницы, на которой размещена соответствующая информация, а также дату и время его изготовления».
Примечательно, что нотариальное или какое-либо иное заверение такого скриншота не предусмотрено.
Это если совсем кратко. А так, конечно, всем причастным к миру кампаний стоит прочитать документ целиком.