Любовь к зверушкам победила бюрократизм
Политический юрист, специалист в области конституционного правосудия, эксперт Центра ПРИСП Иван Брикульский – о признании умерщвления безнадзорных животных исключительной мерой.
Конституционный суд огласил постановление по делу о зверушках (об ответственном обращении с безнадзорными животными).
Вопрос дела: могут ли субъекты федерации устанавливать такие меры по обращению с животными, которые не предусмотрены актами Российской Федерации и которые включали бы умерщвление безнадзорных животных в местах (пунктах) временного содержания животных?
Позиция КС РФ:
оспариваемые положения Федерального закона об ответственном обращении с животными не противоречат Конституции РФ, поскольку они, допуская установление мероприятий по умерщвлению животных на уровне субъектов, предполагают, что такие мероприятия допустимы лишь в случаях, когда животное:
- напало на человека;
- проявляет немотивированную агрессию;
- является распространителем опасных заболеваний;
- является нежизнеспособным и испытывает страдания.
Кроме этого, умерщвление допустимо в экстраординарной ситуации, сложившейся в субъекте РФ, когда невозможно иными мероприятиями решить вопрос нападения животных или распространения опасных для человека заболеваний. При этом такая мера должна носить временный характер и предусматривать разумный срок для поиска владельца безнадзорного животного на случай, если такой имеется.
В мотивировочной части решения привлекает два момента.
Во-первых, Конституционный суд признал допустимым регулирование по предмету совместного ведения, когда федеральный законодатель отдаёт приоритет актам субъектов по каким-то конкретным вопросам. Да, суд указал, что такой механизм не является распространённым, но Конституции он не противоречит.
Во-вторых, КС РФ указал, что гуманное обращение с животными имеет конституционный характер. И хотя прямо суд не сослался на какие-либо положения Конституции, выступающие основой для такого регулирования, он посчитал необходимым соблюдать нравственные принципы и гуманизм по отношению к животным.
При этом отдельно суд подчеркнул: к числу оснований для умерщвления животных без владельцев не могут быть отнесены основания, связанные исключительно с соображениями рационализации осуществления полномочий в этой сфере, например, с загруженностью приютов для животных или не являющихся ими мест и пунктов временного содержания животных без владельцев либо с оптимизацией бюджетных расходов на эту деятельность.
Вот такая получилась история о том, как любовь к зверушкам победила бюрократизм и желание решить проблемы путем меньших затрат.