Новый статус-кво на Южном Кавказе
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о визите Владимира Путина в Азербайджан.
Очень важна сама география поездок президента. Поездка в Азербайджан продемонстрировала, тут я согласен с рядом международных комментаторов, смену фокуса внешней политики на Южном Кавказе. Россия по-прежнему хочет быть площадкой для мирных переговоров по армяно-азербайджанскому конфликту. При этом на фоне демонстративного охлаждения отношений с Россией Армения уже не может (по крайней мере, пока) претендовать на статус приоритетного направления.
Визит Путина в Азербайджан – новый статус-кво на Южном Кавказе – призван закрепить и многочисленные проекты, анонсированные в ходе и по итогам поездки. Например, совместная добыча углеводородов Россией и Азербайджаном на шельфе Каспийского моря. Или, например, совместное использование нефтяных танкеров в акватории Каспийского моря.
В нынешних геополитических реалиях значимость Каспия для России многократно повышается. В первую очередь потому, что к нему выходит наш ключевой союзник на Ближнем Востоке – Иран. С этим связаны и те транспортно-логистические проекты, о которых говорил Путин во время визита в Азербайджан. Председатель ВЭБ Игорь Шувалов уже объявил, что на транспортном коридоре «Север-Юг» будут реализованы проекты в целях расширения его пропускной способности, а также создания сопутствующей инфраструктуры.
Так что по всем параметрам (начиная от наличия выхода к Каспию и заканчивая особыми связями с Турцией) Азербайджан сейчас видится Москве ключевым партнером. И, думаю, это будет дополнительным фактором давления на Армению, особенно по армяно-азербайджанскому конфликту, в котором Россия всегда занимала сбалансированную позицию.