Относительная свобода западных техногигантов
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о главной ошибке Павла Дурова.
Вот уж действительно
Все относительно,-
Все-все, все.
Все относительно. В.С. Высоцкий
Ситуация, в которую попал Павел Дуров, во многом стала следствием ошибочного понимания степени свобод в «глобальном мире». Основатель Telegram полагал, что, уезжая из России в 2017 г., он сможет попрощаться с попытками национального государства контролировать его бизнес.
И эта уверенность была совершенно необоснована. Независимость крупных технологических компаний за рубежом весьма относительна. Вы не верите? Обратимся к фактам.
Сотрудничество Google с официальным Вашингтоном не органичивается предоставлением информации о частных лицах (только за первое полугодие 2019 г. корпорация получила от американских властей почти 27 тыс. запросов на предоставление персональных данных пользователей).
В 2013 г. широкой общественности стало известно, что с 2009 г. Google, а с 2010 г. и YouTube присоединились к секретной программе PRISM, открыв полный доступ к информации пользователей для Агентства национальной безопасности США. Одновременно Google совместно с инвестиционным инструментом ЦРУ In-Q-Tel вложил средства в компанию Recorded Future, основанную с целью создания механизма анализа «больших данных», позволяющего прогнозировать развитие событий.
В дальнейшем выяснилось, что начало сотрудничества корпорации с разведсообществом США (в лице ЦРУ) и вовсе датируется 2004 г., когда Google приобрела Keyhole - компанию по технологиям картографирования, которая в конечном итоге стала именоваться Google Earth.
В сентябре 2012 г. группа хакеров под названием AntiSec опубликовала базу данных, включавшую в себя более 1 млн. UDID – уникальных идентификаторов устройств Apple, от использования которого разработчикам неоднократно рекомендовали воздержаться по соображениям конфиденциальности. Как было заявлено злоумышленниками, опубликованная база вмещает в себя лишь часть данных о 12 млн. устройств, похищенных с ноутбука сотрудника ФБР в Нью-Йорке. Официально ведомство отрицает свою связь с указанной базой данных. Впоследствии небольшая IT-компания BlueToad заявила о том, что база данных UDID якобы была похищена с ее устройств, не уточняя, однако, откуда фирма могла получить доступ к этой информации.
Однако менее чем через год связь Apple со спецслужбами США была официально подтверждена. Первоначально информация о широкомасштабной утечке документов Агентства национальной безопасности, указывающих на сотрудничество корпорации с данным ведомством, повлекла за собой появление резонансных публикаций в изданиях Guardian и Washington Post. 6 июня 2013 г. сенаторы Дайан Файнштейн и Саксби Чамблисс официально подтвердили факт сотрудничества АНБ с крупными технологическими компаниями США. Как выяснилось, сотрудники спецслужбы имеют прямой доступ к серверам Apple, обладая правом собирать данные о клиентах компании, не являющихся гражданами США и проживающих за пределами Соединенных Штатов.
Следует отметить, что еще до подключения Apple к соответствующим программам, у компании уже имелись тесные связи с разведывательным сообществом Соединенных Штатов. Достаточно упомянуть тот факт, что служба глобальной безопасности Apple укомплектована преимущественно за счет бывших сотрудников Агентства национальной безопасности США и ушедших в отставку военнослужащих.
В 2020 году стало известно, что Apple в течение более чем 2-х лет занималась разработкой системы сквозного шифрования копий iCloud. Однако в итоге руководство компании отказалось от этого проекта под давлением со стороны ФБР. В связи с сопутствующим скандалом часть экспертов акцентировали внимание на скрытые риски пользования сервисом iMessage. Хранимая в нем переписка защищена сквозным шифрованием. Однако у американских «федералов» существует возможность получить доступ к ее копии в iCloud.
В ноябре 2019 г. в мессенджере WhatsApp был обнаружен т.н. «бэкдор» (backdoor) – осознанно встроенный дефект алгоритма, позволяющий получать несанкционированный доступ к данным.
При этом среди высших сотрудников крупных технологических компаний Европы и США традиционно широко представлены выходцы из спецслужб. Так, с 2013 г. вопросами цензуры в Facebook занималась глава отдела глобальной политики Моника Бикерт – бывший сотрудник Минюста США, экс-федеральный прокурор. В ее команде также изначально была велика доля экспертов, имевших опыт госслужбы (включая экспертов по борьбе с терроризмом из Вест-Пойнта и аналитиков из Пентагона). После избрания Трампа на пост президента их присутствие стало еще более ощутимым: фактически речь шла о приходе в корпорацию «беженцев из администрации Обамы». Для данной соцсети, в принципе, характерно большое присутствие специалистов, ранее работавших на демократов. Например, в число консультантов Facebook вошел Касс Санстейн – глава управления по делам информации и регулирования в администрации Обамы.
Имели место и случаи, когда действующие сотрудники технологических компаний одновременно занимали должности в спецслужбах западных государств. Как стало известно в ноябре 2019 г., старший исполнительный директор Twitter Гордон Макмиллан, курирующий работу компании на Ближнем Востоке, одновременно является офицером 77-й бригады Вооруженных сил Великобритании – подразделения, специализирующегося на ведении информационной войны.
Так что степень свободы западных технологических компаний от государства весьма и весьма относительна. Их независимость действительно достаточно широка, и никто не будет пенять на наличие в вашей соцсети пабликов, где пишут гадости про Байдена или Трампа. Но по достижению определенного порога к вам все равно прилетит «письмо счастья» с ультиматумом «не будете помогать - отключим газ».