Обновленная миграционная стратегия: курс на образование и мониторинг
Политический аналитик, эксперт Центра ПРИСП Юрий Солдатов – о составляющих миграционной политики в России.
На Петербургском международном экономическом форуме президент России Владимир Путин указал на необходимость пересмотра миграционной политики, подчеркнув, что пока в этой области не создано продуманного подхода.
Согласно различным источникам, в России постоянно проживает от 14 до 16 миллионов мигрантов, что составляет около 10% от всего населения страны. В свете недавних трагических событий в концертном зале «Крокус» все чаще звучат призывы к усилению миграционного контроля через ужесточение законодательства и увеличение штрафных мер.
Россия традиционно поддерживает курс на объединение и уважение ценностей и обычаев других народов, предоставляя возможность выбора. В связи с этим, интеграция мигрантов в российское общество должна строиться на принципах взаимного уважения культурных различий.
Президент также отметил важность языковой подготовки для иностранных граждан, претендующих на рабочие места, вид на жительство или гражданство. В настоящее время процесс сдачи языковых тестов сведен к выбору правильных ответов на вопросы.
Однако целью обучения должно быть не просто получение сертификата, а приобретение реальных знаний, которые помогут иностранцам лучше понять российскую культуру и общество, сохраняя при этом их собственные культурные корни.
В этой связи предложено создание специализированных образовательных центров для мигрантов, где они смогут не только сдавать тесты, но и полноценно обучаться — писать диктанты, читать книги, и общаться на русском языке. Обучение может проводиться параллельно с работой, но исключение из центра должно сопровождаться аннулированием разрешения на работу.
Кроме того, считаю необходимым рассмотреть вопрос о создании института уполномоченного по вопросам миграции, который будет осуществлять правозащитную и контрольную функции, взаимодействовать с диаспорами, обеспечивать культурную и социальную адаптацию мигрантов, координировать работу образовательных центров, а также заниматься адаптацией детей мигрантов в образовательных учреждениях. В рамках своей работы уполномоченный также должен взаимодействовать с посольствами и другими дипломатическими представительствами стран, откуда прибывают мигранты, а также с любыми институтами самоорганизации мигрантов — землячествами, культурными центрами и микросообществами, созданными по интересам.