Региональная коррупция – индикатор качества всей системы
Заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля» Валерий Прохоров – о рисках коррупции.
Ранее основными формами коррупции в регионах были так называемые «откаты» – незаконное вознаграждение в наличной или безналичной форме за предоставление контрактов, получение разрешений или ускорение различных процедур. Сегодня же коррупционные схемы становятся более сложными и многоуровневыми, охватывая не только распределение ресурсов, но и процессы планирования, контроля и отчетности.
Этому способствует сложившаяся структура межбюджетных трансфертов: регионы, испытывающие дефицит собственных доходов, стремятся компенсировать финансовую недостаточность, используя административные и коррупционные рычаги. Часто это сопровождается сращиванием интересов региональных элит с крупным бизнесом, что формирует устойчивые схемы.
Наиболее уязвимые секторы для коррупции в регионах:
- Государственные закупки. Здесь проблемы связаны с непрозрачностью конкурсов, завышением стоимости контрактов и откровенным фаворитизмом.
- Градостроительство. Административные барьеры и согласования часто становятся источником взяток, особенно в крупных и средних городах.
- Социальная сфера. В здравоохранении и образовании коррупция проявляется через «теневые» платежи и распределение льготных мест или пособий.
- Экология. Вопросы землепользования и разрешения на строительство в особо охраняемых зонах сопровождаются злоупотреблениями.
Кроме того, к группе риска относятся чиновники среднего звена, управляющие конкретными процессами «на местах». Именно этот уровень чаще всего оказывается вовлеченным в схемы, так как он наименее подвержен публичному контролю.
Коррупция в регионах поддерживается несколькими основными факторами:
- недостаток общественного контроля. В небольших городах и сельской местности журналисты и активисты часто сталкиваются с давлением, что снижает эффективность антикоррупционной деятельности;
- низкая ротация кадров. Закрытые элитные группы формируют устойчивые схемы, где новые участники появляются крайне редко;
- бюрократическая сложность. Чем больше административных процедур, тем выше вероятность коррупционных сделок.
Важно отметить, что борьба с коррупцией часто носит формальный характер. Например, проведение проверок концентрируется на «неудобных» фигурах, а системные проблемы остаются без внимания.
Для изменения ситуации необходимы следующие меры:
- Децентрализация контроля. Увеличение полномочий независимых аудиторских органов в регионах.
- Цифровизация процессов. Автоматизация государственных закупок, выдачи разрешений и лицензий снижает риск человеческого фактора.
- Прозрачность отчетности. Общественные платформы для мониторинга эффективности работы региональных властей должны стать обязательным инструментом.
Ротация кадров. Введение обязательных сроков ротации для чиновников на ключевых должностях снизит влияние «местных связей».
Коррупция в регионах — это не просто проблема управления, а индикатор качества всей системы. Если нынешний тренд на усложнение схем сохранится, то доверие к региональной власти продолжит падать. Однако успешные примеры антикоррупционной деятельности показывают, что при наличии политической воли и общественного контроля изменения возможны. Вопрос лишь в том, готовы ли сами регионы и их элиты к новой логике работы.