Как вернуть доверие к коммунальщикам
Многие региональные коммунальные службы завышают тарифы ЖКХ вдвое – об этом заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. Он также отметил, что ответственность за правонарушения лежит на нерадивых чиновниках, которые откровенно пользуются своим служебным положением.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов - о том, получится ли у сотрудников ЖКХ вернуть доверие россиян.
Россияне действительно испытывают тотальное недоверие к коммунальным службам. Это недоверие растет с 90-х годов, когда государство ушло из многих сфер нашей жизни, отдав все на откуп рынку. Государство самоустранилось от регулирования многих механизмов, в том числе, и работы ЖКХ.
В итоге граждане на долгие годы оставались один на один с управляющими компаниями, и только относительно недавно государство начало возвращаться в эту сферу. Появились лицензирование деятельности управляющих компаний и аттестация руководителей этих компаний, стали активно работать Государственные жилищные инспекции субъектов РФ.
Несмотря на все это, быстро и легко доверие восстановить не получается. Как говорит заместитель министра ЖКХ и главный жилищный инспектор Андрей Чибис, ЖКХ меняется. Я с ним согласен, оно меняется, но не очень быстро. Испортить отношения легко, а вот вернуть доверие – это тяжелый труд.
Первое, что нужно сделать для того, чтобы ЖКХ могло наладить отношение с россиянами – повысить ответственность управляющих компаний перед гражданами. У нас уже есть выстроенная система ответственности компаний перед административными органами, в первую очередь, перед Государственной жилищной инспекцией. Там сотрудников ЖКХ «тормозят» приличные штрафы и даже угроза потери работы.
Проблема в том, что управляющие компании не чувствуют ответственности перед самими жителями домов, которые они обслуживают. А ведь жители и являются их нанимателями.
Было бы уместно обеспечить гражданам возможность при необходимости отказываться от услуг той или иной компании и переходить под управление другой. Наличие альтернативы помогло бы сформировать хорошую рабочую конкуренцию. Управляющие компании должны конкурировать между собой, повышая качество предоставляемых гражданам услуг и чувствовать свою ответственность за них.
Ранее опубликовано на: http://fedpress.ru/expert-opinion/2203470