Казахстанское чудо и наследие Назарбаева
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов считает, что если преемникам удастся сохранить преемственность курса Нурсултана Абишевича, Казахстан будет иметь позитивную динамику развития и стабильную политическую систему.
Творец Казахстанского чуда
Уход Нурсултана Назарбаева завершает эпоху. Именно эту эпоху, эти 30 лет, мы можем в полной мере считать постсоветской эпохой.
Нурсултан Абишевич – последний из сохранившихся у власти представителей советской номенклатуры, возглавивший Казахстан, когда тот ещё сохранял статус союзной республики. В отличие от других первых секретарей, он не только сумел удержаться у власти, но и войти в историю. А Казахстан под его властью не только сумел практически безболезненно пройти через «лихие 90-е», но и стать образцом для подражания для всех остальных постсоветских государств.
При этом геополитическое и внутриполитическое положение новой страны в 1991 году было достаточно сложным. Совсем рядом – зона хаоса и беспорядка с центром в Афганистане. Население страны разделено этнически, а доминирующий этнос дифференцирован на субэтнические группы, жузы. Не случайно ведь гуру геополитики Збигнев Бжезинский определил Казахстан как часть «Евразийских Балкан», то есть региона нестабильности в центре Азии.
Казахстан со своим большим русским меньшинством вполне мог повторить судьбу Украины и превратиться в деградирующее националистическое failed state. Вполне мог повторить и судьбу своих соседей Таджикистана и Киргизии, прошедших через кровопролитие межклановой гражданской войны. А сам Назарбаев вполне мог повторить судьбу другого представителя советской номенклатуры, Эдуарда Шеварднадзе.
Однако Казахстан не просто сохранил свою территорию и избежал гражданского конфликта. Он превратился в экономического лидера региона и, пожалуй, наиболее динамично развивающуюся экономику всего постсоветского пространства. Поэтому Назарбаев по праву войдёт в историю в качестве творца «Казахстанского экономического чуда».
«Я устал, я ухожу…»
Однако считать, что Нурсултан уходит с гордо поднятой головой, окружённый славой и почитанием – не совсем правильно. Скорее уж уместна аналогия с Шарлем де Голлем, великим человеком, уходящим под крики недовольства толпы.
Далеко не всё безоблачно в Казахстане. Страна переживает серьёзный политический кризис. Его причины – прежде всего, в социальной сфере. С одной стороны, страна демонстрирует достаточно высокие темпы роста. В прошлом году ВВП вырос на 4,1 процента, что в нынешней непростой мировой экономической конъюнктуре – результат более чем достойный. Однако при этом доходы населения не растут. Более того, за два последних года они упали на 3 процента. Именно это вызвало значительное социальное напряжение, которое вылилось в феврале в открытые протесты. Именно поэтому месяц назад Назарбаев пошёл на беспрецедентный шаг – отправил в отставку правительство. Беспрецедентный – потому, что все предыдущие отставки не были инициированы президентом, а проходили в форме инициативы самого кабинета министров. При этом важна формулировка. Президент заявил, что правительство не смогло провести предложенную им модернизацию и обеспечить повышение качества жизни населения.
Наследие Назарбаева
И, тем не менее, Назарбаев оставляет Казахстан достаточно сильным и успешным государством, «вписавшимся» в полной мере в мировую экономику, урегулировавшим свои территориальные споры с соседями, успешно сочетающим дружбу с Россией со стратегическим партнёрством с Китаем и прагматичным сотрудничеством с Западом.
Глобально за страну не страшно. Если преемникам удастся сохранить преемственность курсу Нурсултана Абишевича, Казахстан сохранит позитивную динамику развития и стабильную политическую систему.
Назарбаев уходит в историю, где он займёт место рядом с великими лидерами новейшей эпохи, отцами-основателями и спасителями нации: Кемалем Ататюрком, Дэн Сяопином, Ли Куан Ю, Шарлем де Голлем, Франклином Рузвельтом.