Трамп строит Голано-Крымский мост
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов считает, что решение Трампа по Голанским высотам в очередной раз подчеркивает эфемерность понятия «международное право», но в конечном итоге может помочь в деле признания Крыма.
Президент США Дональд Трамп подписал указ о признании США суверенитета Израиля над Голанскими высотами – частью территории Сирии, оккупированной израильскими войсками во время Шестидневной войны 1967 года.
В 1981 году Совет безопасности ООН своей резолюцией признал Голанские высоты оккупированными территориями, отдельно подчеркнув, что приобретение территории силой является недопустимым в соответствии с Уставом ООН и принципами международного права. Поэтому решение Трампа вызвало резко негативную реакцию в большинстве стран мира. При этом представитель ООН подтвердил, что статус Голанских высот остается неизменным.
Мотивы Трампа довольно прозрачны: в США очень сильно израильское лобби, а Трампа не без оснований называют самым произраильским президентом США за всю историю. Например, можно вспомнить другое его резонансное решение: в декабре 2017 года он признал Иерусалим столицей еврейского государства.
Решение Трампа по Голанским высотам в очередной раз подчеркивает де-факто эфемерность понятия «международное право». Так, в зависимости от внешнеполитической конъюнктуры США могут расколоть страну на одну или несколько частей (Югославия, Косово), отказать в праве народа на самоопределение (Крым, Абхазия, Южная Осетия), признать военную аннексию территории (Израиль и Голанские высоты). Безусловно, в России уже обратили на это внимание, однако в США постоянно говорят о том, что это «совершенно разные случаи, которые нельзя даже сравнивать». В этом наглядно проявляется американская политика «двойных стандартов».
С одной стороны, решение Трампа о признании суверенитета Израиля над Голанскими высотами во многом дискредитирует аргументы США в отношении непризнания Крыма частью территории России. Более того, Крым воссоединился с Россией без единого выстрела, на основании референдума, тогда как Голанские высоты были захвачены Израилем у Сирии 52 года назад путем прямого военного вмешательства.
Таким образом, решение Трампа по Голанским высотам невольно поспособствовало усилению позиции России по крымскому вопросу в глазах международного сообщества и приблизило международное признание фактического статуса полуострова, которое должно произойти в любом случае – рано или поздно.