Директор Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП
28.03.2019

Выборы, которые можно не признать

 

В Госдуме предложили не признавать выборы на Украине из-за массовых нарушений в пользу «определенного кандидата». Проект соответствующего заявления в нижнюю палату внесли представители фракции ЛДПР. Рассмотреть его планируется на заседании 2 апреля — т.е. когда итоги голосования уже станут известны. В документе, в частности, отмечается, что на Украине власть захвачена элементами нацистской идеологии, которые «не в состоянии обеспечить проведение честной и политически ответственной избирательной кампании, особенно в условиях поощрения западными спонсорами антироссийской политики».

«Не столь важно, кто победит, какой кандидат ни стал бы в итоге президентом, избран он будет с нарушениями. Все факты свидетельствуют, что выборы будут проведены не в нормальной обстановке, — заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. — Бюллетени составляли на основании переписи Украины 2001 года, где было 42 млн. населения. К этому времени 12 млн. исчезли. На сегодняшний день 30 млн. человек. Но включили и уехавших, и мёртвых, и погибших. Даже Чичиков до такого не доходил… Наблюдатели не представлены, все те, кого обязаны допускать для контроля над выборами. Это прямое нарушение. Идут угрозы, везде действуют боевики, разгоняют митинги. Даже действующего президента гоняют как „сидорову козу“ по всем землям Украины. Ненормальная ситуация. Выплескивается компромат, что глава государства участвовал в заказных убийствах. Подкуп избирателей — тем, кто проголосует за действующего главу, обещают по 2 тысячи гривен».

Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов посчитал инициативу несколько преждевременной.

Предложение несколько преждевременно, поскольку и в мировой, и в российской практике констатация легитимности результатов выборов должна происходить после их завершения. То есть, с юридической точки зрения, как мне представляется, такое заявление должно поступить после того, как выборы пройдут. Это — первое.

Второе. Как гражданин России, как политолог, эксперт, я понимаю, что эти выборы, совершенно очевидно, будут проведены с большим количеством нарушений. Уже то, что мы наблюдали и наблюдаем в период предвыборной кампании, не оставляет в этом плане никаких сомнений.

Мы становимся подчас свидетелями самых настоящих преступлений. Разжигания ненависти. Это помимо всего прочего. Помимо подкупа. Помимо разного рода других грязных технологий, которые используются в этих выборах.

Поэтому с достаточно высокой степенью вероятности можно сказать, что, конечно, результаты выборов, во-первых, будут сфальсифицированы. Во-вторых, что масштабы этих фальсификаций будут запредельны с точки зрения любой мировой практики. И, в-третьих, что выборы сопровождаются (и будут, скорей всего, сопровождаться в день голосования) достаточно большим количеством нарушений прав человека, и, в том числе, актов насилия против личности.

В случае подтверждения масштабных фальсификаций, у России есть абсолютное моральное право не признать результаты этих выборов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такая международная практика существует.

И, на мой взгляд, нам нужно придерживаться подобного рода практики с учетом того, что в рамках избирательной кампании на Украине одним из кандидатов — действующим президентом — разыгрывалась активно тема ненависти к России и российскому народу. С учетом того, что в рамках подготовительных к выборам мероприятий наносился ущерб репутации России и страдали наши граждане. Кирилл Вышинский, к примеру, до сих пор сидит за решеткой… Были гонения по этническому, языковому и конфессиональному признаку. Притеснения представителей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Вот по всем этим причинам, я думаю, России будет вполне резонно — опять же, не сегодня, а после того, как выборы будут завершены — принять собственное решение, исходя из тех результатов и тех нарушений, которые будут на этих выборах зафиксированы. Это вполне нормальная ситуация, и позиция России в данном случае будет в достаточной степени важной с точки зрения защиты прав и свобод личности.

Если непризнание выборов произойдет (мы все-таки немного забегаем вперед), то, конечно, к украинским гражданам и украинскому бизнесу это не будет иметь никакого касательства. Россия придерживается всех норм международного права и в отношении граждан Украины, которые здесь работают, и в отношении бизнес-партнеров на Украине.

Речь будет идти о том, что поддержание дипломатических отношений с властью, которая не является легитимной, неприемлемо ни при каких обстоятельствах. Возможно, что эту позицию — но опять же гипотетически — поддержит и еще какое-то количество стран, которые найдут позицию России в данном случае правомерной.

Существуют разные формы взаимодействий… Например, формат контактной группы в Минске по урегулированию конфликта в Донбассе. И если Россия не признает результаты выборов (т.е. власть на Украине с нашей точки зрения будет нелегитимной), то, конечно, поддержание контактов с любым представителем этой власти будет невозможно по определению.

К примеру, бойкот в свое время режима апартеида в Южно-Африканской республике означал, что никакие контакты с представителями этого режима невозможны.

В принципе, такого рода ситуация возможна и в случае с Украиной, если Россия примет решение не признавать из-за массовых нарушений предстоящие выборы.

Материал полностью на: https://svpressa.ru/politic/article/228631/?rss=1

vybor Ukr

 
Партнеры
politgen-min-6 Выборы, которые можно не признать
banner-cik-min Выборы, которые можно не признать
banner-rfsv-min Выборы, которые можно не признать
expert-min-2 Выборы, которые можно не признать
partners 6
eac_NW-min Выборы, которые можно не признать
insomar-min-3 Выборы, которые можно не признать
indexlc-logo-min Выборы, которые можно не признать
rapc-banner Выборы, которые можно не признать