Большой путь от экспорта сырья к средним переделам
Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о том, какую роль может занять Россия в мировом разделении труда.
Вчера Россия поставляла в Европу природный газ, сегодня — удобрения, завтра будет поставлять пшеницу, а послезавтра — мясо. Все европейские экономические, демографические и социальные тренды кричат об этом.
В 2025 году будет обновлён 9-летний рекорд поставок азотных удобрений из России в Европу — сокрушается The Economist. Тут российские химики (и авторы Economist) должны сказать спасибо политикам Польши, Украины и диверсиям на «Северных потоках» — кто бы их ни осуществил. Тактически «Газпром» от этого сильно пострадал, но стратегически вся страна выиграла, сильно ослабив экономики стран Европы. И вот уже видно, что производство удобрений «переехало» с европейских химических заводов на российские.
Постепенно, не сразу, но будет переезжать газохимия, производство цемента, резины, пластмасс и прочих энергоёмких товаров. Часть европейских ниш займут китайцы, турки и индусы (преимущественно в цветной и черной металлургии) не поссорившиеся с Россией. Однако время лёгких переделов — тут купил дешёво нефть, там продал дорого бензин — постепенно уходит. Европейские санкции и американский протекционизм окончательно разрушили главный механизм глобализации — Всемирную торговую организацию (ВТО). А Китай показал всему миру, как надо своё природное богатство (в Китае это уголь, мощь рек и редкие элементы) превращать в процветание нации.
Глобальная торговля будет сокращаться, а единый мир — превращаться в лоскутное одеяло. России с её избытком первичной энергии есть что предложить даже такому, разорванному на клочки миру. Наша страна за последние годы прошла большой путь — от экспорта банального сырья к средним переделам: удобрений, дизеля, пластмасс и т.д. Но впереди ещё гигантский скачек который нужно преодолеть. Нам будут мешать (санкции, барьеры, пошлины), но у России есть все для достойного места в новом многополярном мире.















