Стихийные свалки – теперь на законных основаниях?
Заместитель председателя Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, лидер партии «Альянс зеленых», эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин оценивает суть нового постановления Правительства РФ, касающегося сферы обращения с ТКО, и считает, что в нем предлагается странная экономическая модель, не дающая экономии и чреватая образованием по всей стране стихийных свалок.
«Постановление от 13 апреля 2019 года №446 «Об изменениях в порядке ценообразования в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами» направлено на снижение платы граждан за вывоз ТКО, что особенно важно для тех регионов, где существенную часть платы составляют расходы на их транспортирование, обеспечение возможности пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО в случае соответствующего предписания контролирующих органов», - говорится на сайте Правительства РФ.
Сама по себе идея снижения тарифов за счет сокращения накладных расходов региональных операторов и региональной специфики (плотность населения, расстояния, уровень социально-экономического развития), безусловно, правильная, но экономия должна произойти за счет уменьшения объема образования отходов, а никак не за счет расширения мест «временного складирования».
По сути вместо внедрения раздельного сбора отходов, которое позволяет достаточно быстро уменьшить объем на образования отходов на 20-25% и создать условия для их качественной промышленной сортировки и переработки, чиновники предлагают разрешить складирование отходов на временных местах размещения (не приспособленные земельные участки, фактически стихийные свалки) до 11 месяцев, а потом их вывозить на официальные полигоны.
Фактически вместо решения проблемы организации цивилизованной системы обращения с отходами, ради сиюминутной экономии, мы своими руками создаем дополнительные нелегальные свалки, деньги на уборку которых придется тратить опять же за счет тарифов. Это странная экономическая модель.
С моей точки зрения, проблема состоит в непрофессионализме самих региональных операторов (у многих нет опыта работы в сфере отходов) и ошибок со стороны региональных чиновников, которые приняли мало реалистичные территориальные схемы обращения с отходами и неправильно посчитали тарифы.
Стимулировать нужно раздельный сбор отходов, промышленную сортировку и их глубокую переработку. Надо заниматься ресурсосбережением и формированием модели экологического ответственного поведения, а не создавать «временные площадки для накопления» (де-факто стихийные свалки).
При этом в данном постановлении есть одна польза - оно дает право регионам пересматривать тариф в тех регионах, где существенную часть платы составляют расходы на транспортирование ТКО. Например, это актуально для Красноярского края, Якутии, других северных регионов страны, где расстояния очень большие, плотность населения низкая и никакой мусорной инфраструктуры просто нет. Расходы на логистику региональных операторов действительно в этом случае надо компенсировать за счет субсидий, а тарифы для жителей сельской территории повышать не стоит, поскольку у людей просто нет этих денег.
Одним словом, должен быть принят дифференцированный подход к практической реализации «мусорной реформы, учитывающий специфику различных регионов. Уже очевидно, что в значительной части регионов нужно ввести внешнее федеральное управление отрасли отходов и решать проблемы в ручном режиме.