Губернаторов оценят в динамике
Как стало известно в 2018 г., в рамках Госсовета РФ был запущен процесс подготовки нового рейтинга губернаторов, в основе которого легла оценка эффективности выполнения главами регионов майских указов президента Владимира Путина. В декабре минувшего года глава государства одобрил «Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ». 26 апреля 2019 г. данный документ был подписан президентом и размещен на официальном интернет-портале правовой информации.
Методика расчета показателей пока находится в стадии разработки. Так, алгоритм расчета уровня доверия к власти планируют определить до 1 июня. Методику расчета остальных показателей эффективности разработает правительство вместе с рабочими группами Госсовета. Внедрение новой системы оценки губернаторов и неопределенность в методике расчета соответствующих показателей (в первую очередь – их социологической составляющей) оставили много вопросов.
Наиболее значимые из них раскрыл в своем интервью директор по политическому анализу института Инсомар, эксперт Центра ПРИСП Виктор Потуремский. Беседу с ним провел политолог, эксперт Центра ПРИСП и ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей Николай Пономарев.
Новая система оценки деятельности глав регионов. Зачем она была разработана и чем она лучше прежней?
Уже третий год мы наблюдаем за сменой модели управления регионами. Появление губернаторов-технократов подразумевает изменение условий и правил, в которых действует губернаторский корпус. Все это сформировало запрос на появление адекватной системы оценки работы губернаторов. Если федеральная власть вводит KPI, численные, зримые критерии оценки работы губернаторов, то логично, что должна появиться аналогичная, соответствующая ей система оценки. Такова логика появления данной системы.
Что касается сути самой системы. Существует мнение, что определяющее значение будут иметь не сами показатели эффективности, а их динамика. Вы согласны с этой точкой зрения?
Думаю, что да. Та система, которая сейчас предложена, предполагает некую панель. Сейчас выполняется поручение президента относительно разработки модели, при помощи которой будет оцениваться эффективность региональной власти. Вполне очевидно, что новая система нуждается в доработке, в доводке. Понятно, что система оценки будет строиться не только на каких-то численных, статистических показателях, но и будет включать социологические данные. Поэтому будет иметь значение не просто разовый замер. Большую роль для оценки деятельности губернатора будет играть динамика показателей, динамика в течение года и в течение нескольких лет.
Если взять критерии оценки, которые выявляются при помощи социологи. Возникает вопрос, стоит ли тогда в регионах использовать унифицированный инструментарий? Ведь для корректности в анкетах в каждом из регионов потребуется использовать одни и те же формулировки вопросов, которые необходимо расположить в одном и том же порядке.
Да, вопрос стандартизации имеет значение, но мы не изобретаем тут велосипед. Не секрет, что крупные социологические институты (ФОМ, ВЦИОМ) ведут постоянные замеры. Социология сейчас развита и без сомнения является уже настоящей наукой. И социологам не составит труда разработать такой инструмент, наверняка работа над этим уже идет.