Детям – о войне
В детских садах устраивают фотосессии малышей в военной форме, школьники ставят сценки из военных книг, не совсем понимая, что именно переживали герои этих трагических историй. В этом году страну захлестнула новая волна патриотизма, и о событиях Великой Отечественной войны не слышал разве что младенец.
Политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алена Август – о том, нужно ли рассказывать детям о событиях Великой Отечественной войны и как это правильно делать.
Рассказывать о войне, конечно же, нужно. Это огромная часть нашей истории, часть, закладывающая основы понимания национального характера. Другое дело — как рассказывать. Дедушки и бабушки, помнящие и знающие войну, к большому сожалению, уходят от нас.
Некому уже посмотреть с внуками старые черно-белые фото, неспешно рассказывая, как захватывали высоты, какими были боевые друзья. Та самая живая «ткань» военного бытия теряется, ветераны уходят, а рассказы тех, кто ответственен за так называемое патриотическое воспитание большей частью сложно назвать живыми, эмоциональными и... человечными.
Ибо первое правило, которое должен соблюдать человек, повествующий о войне — рассказывать о ней не только как о большом историческом событии, тем самым переводя ее в разряд «одного из событий в учебнике», а как о событии, в котором участвовали живые люди с живыми судьбами.
Такие разговоры (о живых историях) приемлемы с самого нежного возраста, лет с пяти.
В это время у детей происходит становление самооценки и чувств «правильно-неправильно/справедливо-несправедливо/по совести или нет». То есть можно довольно легко уложить рассказ в логику интересов ребенка.
Конечно, не стоит малышу рассказывать о миллионах погибших и реках крови, а вот о том, как сложно бывало и как становились героями — вполне. Рассказывать о войне не должны, а могли бы и учителя, и родители. Почему не должны? Потому, что это слово не дает особой свободы и превращает живое общение в обязаловку.
Пока есть возможность организовывать встречи разных поколений, этим надо пользоваться.
Просматривать вместе мультимедийные композиции, рассматривать вещи, оставленные нам историей — именно так должна строиться работа с детьми, через живой интерес с учетом психологических особенностей возраста, а не для галочки и отчетов. Сам же праздник, посвященный победе в Великой Отечественной войне, является хорошей стартовой точкой, чтобы запустить среди детей и родителей диалог о войне, а не рассматривать его с точки зрения «отметили и забыли», как это часто случается.
Полностью материал на: https://letidor.ru/obrazovanie/vopros-ekspertam-kak-pravilno-rasskazyvat-detyam-o-velikoy-otechestvennoy-voyne.htm