Политконсультант, журналист, эксперт Центра ПРИСП
14.09.2019

Ответят ли интернет-гиганты за нарушения на выборах?

 

Facebook и Google заподозрили во вмешательстве в российские выборы – они транслировали в день голосования политическую агитацию. Кремль уже призвал парламент расследовать такие факты. Но смогут ли наши власти наказать IT-гиганты, если обвинение подтвердится? И вообще: если в оффлайне избирателю полагаются «дни тишины» для спокойного принятия решения, то как соблюсти «день тишины» в интернете?

Политконсультант, журналист, эксперт Центра ПРИСП Антон Крылов – о том, как наказать Facebook и Google за допущенные ими нарушения российских законов во время выборов.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков призвал парламент провести расследование возможного вмешательства Facebook и Google в выборы в России.

«Мы надеемся, что будет абсолютно непредвзятое рассмотрение этого вопроса, со всеми нюансами и аспектами. Комиссия специально для этого и создана, чтобы профессионально такие вопросы рассматривать. Они актуальны и важны. Дождемся выводов этой комиссии», – заявил Песков в ответ на просьбу прокомментировать данные о вмешательстве со стороны американских компаний, собранные Центризбиркомом и Роскомнадзором, передает ТАСС.

Напомним, что ранее Роскомнадзор обвинил Google и Facebook в политической рекламе в день тишины 7 сентября и в день выборов 8 сентября. «Данные действия можно рассматривать как вмешательство в суверенные дела России и воспрепятствование проведению демократических выборов в Российской Федерации. Такие действия со стороны иностранных компаний являются недопустимыми», – заявили в РКН.

При этом представителям Google, YouTube, Facebook, Instagram были направлены официальные обращения о принятии исчерпывающих мер по недопущению распространения 7 и 8 сентября политической рекламы на своих интернет-площадках.

В понедельник американские компании отреагировали на обращения и обвинения. «Ответственность за соблюдение избирательного законодательства той или иной страны несут рекламодатели, размещающие свой контент на Facebook. Если мы получаем обращение о том, что та или иная реклама нарушает местное законодательство, мы рассматриваем его и принимаем соответствующие меры», – говорится в заявлении Facebook.

Ответ Google ничем принципиально не отличается: «Мы поддерживаем ответственную политическую рекламу и ожидаем, что она должна соответствовать местным законодательным требованиям, включая законы о выборах и избирательных правах и обязательные периоды тишины, для любых географических областей, на которые такая реклама ориентирована».

По сути оба ответа можно сократить до русской поговорки «я не я, и лошадь не моя» или до цитаты из «12 стульев» Ильфа и Петрова: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Разумеется, Роскомнадзор подобные оправдания не удовлетворили. Глава ведомства Александр Жаров заявил, что «независимо от того, кто давал рекламу, инструментарий был у этих двух компаний. У них была возможность политическую рекламу в момент, когда российское законодательство такую рекламу запрещает, в день тишины и в день выборов, не выдавать». По словам Жарова, «в результате одного обращения пользователя компании Facebook был заблокирован аккаунт Мосгоризбиркома, и это факт.

В то же время та реклама, которая относится к категории политической и по поводу которой высказался Роскомнадзор, Общественная палата, парламент РФ, – с ней ничего не произошло», – возмущается глава ведомства. По мнению Жарова, это яркий пример двойных стандартов и попытка влияния на результаты выборов.

Действительно, представьте, какой скандал возник бы, если бы в ходе американских выборов у кого угодно была бы возможность бесконтрольно размещать в соцсетях посты на политические темы. Хотя частица «бы» тут неуместна – скандал действительно возник, и комиссия сената несколько месяцев высчитывала, сколько именно постов на какие темы разместили «русские хакеры». Выяснилось, что ничтожно мало, да и никаких явных доказательств того, что это были именно русские, а не местные, или украинские, или китайские хакеры, представлено так и не было.

Однако тот скандал стал для владеющих соцсетями американских компаний поводом начать более внимательно следить за тем, кто и какие посты на политические темы размещает.

Хотя подавляющее большинство кандидатов на выборные должности в России продолжают выпускать листовки и встречаться с избирателями, не говоря уж о сборе подписей для самовыдвиженцев и представителей непарламентских партий, очевидно, что с каждым годом избирательные кампании все глубже и глубже уходят в интернет.

В соцсетях размещаются видеоролики и тексты, ведутся дискуссии между кандидатами и их сторонниками, размещаются прямые призывы голосовать за кого-либо. И никто из сотрудников соцсетей, разумеется, не проверяет весь этот поток информации на соответствие нашему законодательству.

Получается интересный парадокс. Деньги за продвижение постов и рекламу с российских пользователей Facebook и Google собирают. Модераторы, которые проверяют эти посты на соответствие американскому законодательству и внутренним правилам компаний, у них есть – по крайней мере, в Google точно есть.

А вот соблюдение наших законов они официально возлагают на пользователей. Среди которых могут быть как законопослушные политики, оплатившие агитацию со своего избирательного счета (хотя не очень понятно, законно ли в принципе агитировать на иностранном ресурсе), так и экстремисты – и доморощенные, и иностранные. Не говоря уж о русскоязычных сотрудниках американских и прочих спецслужб и прочих некоммерческих специалистов по soft power.

Разумеется, блокировка Facebook, а уж тем более Google в России – это не метод. Уж кому-кому, а обжегшемуся на Telegram Роскомнадзору это понятно лучше многих.

Но если эти компании хотят работать и зарабатывать в России, то им необходимо научиться соблюдать российское законодательство не только в той части, где оно совпадает с американским – то есть разжигание разнообразной розни, призывы к насилию, публикация фейков и так далее. Выборное законодательство должно соблюдаться не менее строго.

Роскомнадзор уже отправил в Госдуму данные по нарушениям Google и Facebook на выборах, таким образом, парламентская комиссия должна уже в ближайшее время разработать соответствующее заявление и даже, возможно, закон, обязывающий иностранные компании при работе в России строго соблюдать в том числе выборное законодательство, а не перекладывать это на пользователей.

Если не хотят соблюдать – то никаких запретов. Только серьезные штрафы и лишение возможности зарабатывать на российских пользователях.

Этот универсальный международный язык они отлично понимают.

Ранее опубликовано на: https://news-front.info/2019/09/10/kak-nakazat-facebook-i-google-za-nesoblyudenie-rossijskih-zakonov/

informacionnaya-voina Ответят ли интернет-гиганты за нарушения на выборах?

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Ответят ли интернет-гиганты за нарушения на выборах?
banner-cik-min Ответят ли интернет-гиганты за нарушения на выборах?
banner-rfsv-min Ответят ли интернет-гиганты за нарушения на выборах?
expert-min-2 Ответят ли интернет-гиганты за нарушения на выборах?
partners 6
eac_NW-min Ответят ли интернет-гиганты за нарушения на выборах?
insomar-min-3 Ответят ли интернет-гиганты за нарушения на выборах?
indexlc-logo-min Ответят ли интернет-гиганты за нарушения на выборах?
rapc-banner Ответят ли интернет-гиганты за нарушения на выборах?