Предвыборный рэп Тимати и Гуфа: полный провал
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о клипе Тимати и Гуфа, появившемся перед выборами и набравшего один миллион дизлайков.
Самое ненавистное видео русского YouTube
Накануне выборов 8 сентября известные рэперы Тимати (Тимур Юнусов) и Гуф (Алексей Долматов) разместили на видеохостинге YouTube клип «Москва», который в кратчайшие сроки обратил на себя внимание миллионов пользователей. Причиной особой популярности видеоролика стали несколько строчек, зачитанных исполнителями. «В пятом поколении коренной москвич, не хожу на митинги и не втираю дичь», «пешком с Арбата и до площади Гагарина, там хлопну бургер за здоровье Собянина» - этого оказалось достаточно, чтобы за два дня клип превратился в «самое ненавистное видео русского YouTube».
Ролик набрал около 1 млн. дизлайков при 61 тыс. лайков. Пользователи обвинили музыкантов в «продажности», а плоды их творчества оценили как результат отработки политического заказа со стороны властей Москвы.
В итоге клип был удален, а один из исполнителей (Алексей Долматов) даже принес поклонникам свои извинения. Что особенно печально, это было сделано в форме, весьма нелицеприятной для столичных властей (именно их большинство «юзеров» определили в качестве наиболее вероятных заказчиков клипа) форме. «Я очень сожалею о том, что не слежу за политической ситуацией в стране и Москве…я не знал, что у нас выборы мэра …были позавчера. Я вписался в это на полном энтузиазме. Мне сказали, что нужно поздравить город с его днем… Я ни копейки с этого не получил. …Развели меня, подставили, такая фигня…Я извиняюсь перед вами и очень горд за ту молодежь, которая у нас есть и разбирается в политике…» - заявил рэпер.
Тем самым он, с одной стороны, фактически обвинил руководство столицы в обмане, а с другой – продемонстрировал, что воспринимает власть скорее как «токсичный субъект». Последнее указывает на сохранение негативной тенденции, наметившейся еще в период летних протестов. Тогда целый ряд лидеров общественного мнения (например, музыканты групп «Несчастный случай» и «Ногу свело») отказались выступать в дни митингов на проводимых мэрией мероприятиях, опасаясь, что это негативно отразится на их репутации и отношении поклонников.
Танго на граблях
Однако ключевым элементом этого события является отнюдь не реакция пользователей и ответные действия «звезд». Фактически речь идет о повторении представителями условной власти, (если они действительно являются заказчиками этого ролика), старых ошибок.
В крупных социальных сетях уже неоднократно появлялись видеоролики с участием популярных исполнителей, адресованные преимущественно молодежной аудитории и призванные способствовать росту лоялистских настроений или снижению протестной активности. Так, после мартовских митингов в 2017 г. на YouTube был опубликован клип экс-солистки группы «Ленинград» Алисы Вокс. Ее произведение, высмеивавшее молодых оппозиционеров, также получило рекордное количество дизлайков и в итоге было удалено автором.
Однако накопленный негативный опыт фактически игнорируется. Точнее, упускается из виду целый ряд обстоятельств.
Во-первых, Рунет в целом более оппозиционен, нежели оффлайн пространство. И здесь правило «спирали молчания» работает именно в пользу противников действующей власти. В особенности это касается ряда социальных сетей, в которых преобладают молодые пользователи.
Еще в 2017 г. директор ВЦИОМ Валерий Федоров обоснованно заметил, что оппозиция «завоевала школоту». Что представляется закономерным, так как после преодоления политического кризиса в 2012 г. молодежная политика финансируется государством по остаточному принципу. Продвигать внутри этой среды лоялистский контент не просто бесполезно, а скорее вредно: такого рода действия способствуют лишь мобилизации противников власти.
В то же время опыт продвижения позитивного образа Сергея Собянина в период последних выборов мэра Москвы показал, что косвенная демонстрация достижений власти не вызывает столь острой реакции и способна приносить пользу с электоральной точки зрения.
Во-вторых, была допущена серьезная ошибка при выборе исполнителей. Тимати, безусловно, является популярным и успешным музыкантом. Однако это не мешает ему иметь масштабный антиобраз. У него имеется достаточно большая армия поклонников. Но для аудитории Рунета в целом его образ скорее «токсичен».
В данном случае мы наблюдаем своеобразный «феномен Дома-2»: исполнитель может быть узнаваем и коммерчески востребован, но при этом не пользоваться уважением и авторитетом. Ольга Бузова и Сергей Зверев, как и сам Тимати, могут служить наглядным тому подтверждением. Никто не забыл образ представителя «золотой молодежи», который длительное время являлся основой сценического образа рэпера. «У нас здесь фиеста, лохам здесь не место», «а кто меня не любит, тот просто мне завидует» - эти месседжи хорошо работали с точки зрения повышения узнаваемости, но одновременно формировали яркий отрицательный имидж.
При этом ранее аналогичные ошибки уже допускались при выборе ЛОМов из числа видеоблогеров. Саша Спилберг или Марьяна Ро, безусловно, являются чрезвычайно популярными «ютуберами». Однако их целевая аудитория в принципе мало интересуется политикой. И в то же время имидж этих персонажей скорее отталкивает пользователей, которые так или иначе интересуются общественно-политической повесткой.
Все эти моменты представляются очевидными для человека, хотя бы примерно знакомого со спецификой российских социальных медиа. И это позволяет предположить, что появление клипа «Москва» стало возможным благодаря кадровой ошибке. Реализация соответствующего спецпроекта (если клип реально был создан по заказу кого-либо из представителей власти) была доверена человеку, который не имеет адекватного представления о ситуации в Рунете и/или не желает их менять, несмотря на мнение консультантов.
Среди политтехнологов, сотрудничающих с органами власти или работающих в их структуре, имеется большое число специалистов, которые могли бы легко обосновать бесперспективность такого рода действий. И это дает повод для гипотезы, согласно которой мы действительно имеем дело с результатом ошибки принимающего решения лица, способного продавить свое решение вопреки позиции специалистов.
С учетом того, что такого рода ошибки допускаются не в первый раз, можно ожидать, что уроки из накопленного негативного опыта так и не будут извлечены. Что, с учетом приближающегося политического транзита, представляется недопустимым для власти. К 2021 г. 14-летние школьники, вышедшие на акцию «Он вам не Димон», уже будут обладать правом голоса. И потому власти необходимо научиться эффективно коммуницировать с ними и их ровесниками.
Аналогичным образом нужно будет сформировать новые подходы к выстраиванию диалога с Интернет-сообществом.
Вряд ли у Кремля получится за столь короткие сроки добиться смены протестного тренда на лоялистский. Однако ресурс для нивелирования оппозиционных настроений и канализации протеста имеется. Но реализовать его можно лишь при условии смены коммуникационной стратегии на основе осознания допущенных ошибок.
Ранее опубликовано на: http://vybor-naroda.org/vn_exclusive/142863-klip-timati-i-gufa-rabota-nad-oshibkami.html