Николай Тузиков: севастопольцы хотят и российского паспорта, и украинского бардака
Дмитрий Овсянников пытается навести порядок в городе, где рулят традиции, а не закон.
В Севастополе опять нашла коса на камень – горожане провели большой митинг против проекта генерального плана развития города. Член Совета директоров Центра ПРИСП Николай Тузиков знает, чем именно недовольны севастопольцы и в чем они неправы.
«Стремление Дмитрия Овсянникова к тому, чтобы город жил по четкому и понятному плану, вполне естественно. Но все дело в том, что словосочетание «четкий и понятный план» к Севастополю, мягко говоря, плохо применимо, особенно в отношении градостроения. В свое время Украина не особо-то помогала севастопольцам, но, с другой стороны, и не мешала. Поэтому незаконная застройка в нарушение всех возможных генпланов шла постоянно. В городе легче легкого обнаружить какой-нибудь курортно-туристический комплекс, построенный, например, на месте гаражей в зоне оползня. Вид с балкона великолепный, море в двадцати метрах, но все это сооружение мало того, что незаконно построено – оно еще и опасно. Хорошая волна, хороший ветер – и все это чудо легко рухнет в Черное море, и за это кто-то должен будет ответить. И таким примерам в Севастополе несть числа.
Слава о правовом нигилизме севастопольцев распространилась по России не без причин. Люди там привыкли к тому, что закон для них не писан. Они десятилетиями существовали и воспитывались в условиях, когда на закон плевали все. Так выросло уже целое поколение горожан, которые привыкли жить именно таким образом и другой жизни не знают. Изменить менталитет этих людей очень сложно. Российские контролирующие органы пытаются как-то навести порядок, но народ сопротивляется. Мол, вы чего, ребята, тут нам устраиваете – мы всегда так делали. То есть рулят традиции, а не закон.
А традиции таковы: индивидуальная застройка в Севастополе, как правило, частично законна, а частично нет. Скажем, дом построен на законных основаниях, а пристройка к нему – чистой воды нахаловка. Кроме того, в Севастополе я видел пристроенные к обычным хрущовкам дополнительные квартиры. Идешь вдоль дома и вдруг натыкаешься на какую-то халабуду, которая натурально выпирает из первого этажа хрущобы, площадью квадратов тридцать, не меньше. Это помещение, которое, естественно, сдается туристам, и там такое в порядке вещей. Нынешняя власть хочет все это дело прекратить, и получается, что она якобы залезает в карман местному населению. То, что этот карман следует пополнять законными способами – для горожан дело шестнадцатое.
Ко всему прочему надо учитывать то, что севастопольцы – это не жители Курска или Рязани, они не пойдут стройными рядами, покорно опустив головы, туда, куда скажем им власть. Севастополь – это новая столица российского пассионаризма. Гражданская активность там традиционно очень высока. По числу общественных организаций на душу населения, по количеству активистов всех мастей этот город значительно опережает все остальные в России. Советы ветеранов, защитников от кого угодно, оборонцев чего угодно, «предпоследние» и «последние» рубежи – все это там цветет пышным цветом. И у всех сейчас, в связи с появлением проекта генплана, появилось ощущение, что их обидели.
К самому генплану есть вопросы. Он разработан московской фирмой и подразумевает, что, так скажем, некоторым севастопольским девелоперам будут прощены их некоторые строительные грехи. Например, бывшему министру обороны Украины, ныне застройщику-олигарху Павлу Лебедеву по проекту генплана предполагается легализовать и так называемые «голубые унитазы» на мысе Хрустальный, и застройку на мысе Фиолент, хотя раньше все это было признано незаконным. Иными словами, генплан московских проектировщиков разделил севастопольцев на тех, кому можно строить там, где душе угодно, и кому нельзя.
Дмитрию Овсянникову, думаю, стоит обратить внимание на сложившуюся ситуацию и предложить людям какие-то более справедливые, компромиссные решения. Если же он этого не сделает, такая не очень гибкая позиция может привести его, как минимум, ко второму туру на сентябрьских выборах. И, кстати, смена председателя севастопольского избиркома, состоявшаяся на этой неделе, в такой накаленной обстановке выглядит в глазах жителей города настораживающей и подозрительной».