Топ запросов Яндекса: что ищут в сети россияне?
Политконсультант, журналист, эксперт Центра ПРИСП Антон Крылов – о топ-запросах Яндекса и о том, что мы не знаем страны, в которой живем.
Перевалил за вторую половину декабрь, и люди и организации начинают подводить итоги, чтобы с чистой совестью 31 декабря откупорить шампанское и закусить оливье. «Яндекс» опубликовал топ самых популярных тем и запросов за 2019 год.
Федеральные телеканалы часто критикуют за большое количество новостей и программ про Украину. Якобы они никому не интересны — сколько можно?! Оказывается, все ровно наоборот: президентские выборы в этой стране и новоизбранный глава Незалежной Владимир Зеленский лидируют в категориях «Топ-5 событий» и «Топ-5 персон».
Еще два человека, вошедшие в топ «Яндекса», заставят ощутить себя последним «бумером» не самого возрастного миллениала. Гейм-дизайнер Хидео Кодзима и певица Билли Айлиш — кто это вообще? Зачем простые русские люди спрашивают о них у «Яндекса»? Впрочем, будет повод ознакомиться, неизбежным образом еще больше увеличив число запросов.
От новостей про самую знаменитую прогульщицу в мире Грету Тунберг в этом году спрятаться было невозможно, как и от обсуждений актера Хоакина Феникса и его толкования образа Джокера, так что по поводу их присутствия в списке вопросов нет.
Второе по важности событие, интересовавшее пользователей «Яндекса», — пожар в соборе Парижской Богоматери. То ли мы очень любим Виктора Гюго, то ли мюзикл по его роману, то ли просто очень высококультурные люди. Но сгоревший парижский собор оказался важнее и митингов в Москве, и катастрофы самолета «Аэрофлота» в Шереметьеве.
На пятом месте почему-то разместилась попытка американских пользователей «Фейсбука» взять штурмом «Зону 51» в Неваде — военный объект, где, как полагают конспирологи, могут скрывать инопланетян или как минимум свидетельства их пребывания на Земле. И снова возникает вопрос: где мы, а где Невада? Почему вдруг эта тема так сильно заинтересовала российских граждан? Мечта о контакте с инопланетянами или более серьезная, чем принято полагать, вовлеченность в глобальную информационную повестку?
Футбол традиционно считается народным видом спорта, но снова данные «Яндекса» это не подтверждают. Три самых популярных спортивных события — это боксерские поединки с участием Хабиба Нурмагомедова и братьев Емельяненко. Только на скромном четвертом и пятом местах — матчи «Спартака» с ЦСКА и «Краснодара» с «Порту» соответственно. Похоже, футболистам и спортивным менеджерам имеет смысл задуматься.
Стереотип о засилье голливудского кино «Яндекс» вроде бы подтверждает: четыре из пяти топовых фильмов — американские блокбастеры «Мстители», «Джокер», «Оно-2» и «Человек-паук». Но на первом месте наш родной «Т-34». Пустячок, а приятно.
Список самых популярных сериалов начинается предсказуемо: «Игра престолов» и «Чернобыль». На третьем месте — отечественные «Жуки», четвертым идет совместный российско-турецкий «Султан моего сердца», а на пятом — стопроцентный продукт Турции под названием «Ветреный».
То ли мы не заметили, как в России образовалась статистически значимая турецкая диаспора, то ли после отдыха в Анталье наши сограждане пытаются продлить отдых, просматривая соответствующие сериалы.
Данные «Гугла», второго по популярности в России поисковика, эту тенденцию, к слову, подтверждают: там в топ сериалов добавляется «Жестокий Стамбул».
Один из последних советских генсеков Юрий Андропов жаловался: «Мы не знаем страны, в которой живем». Наверное, если бы в те времена был «Яндекс» с его топом запросов, то коммунистическим вождям было бы проще ориентироваться в реальности, а страна не рухнула бы так быстро и бесповоротно.
Хотя совершенно непонятно, как управлять людьми, которые больше всего интересуются песней со следующим припевом:
«Бжж... Бжж... Бжж... Мы просто пчелы.
Бжж... Бжж... Бжж... На все готовы».
Ранее опубликовано на: https://vm.ru/opinion/770049-shindler-v-teatre-absurda