Сценарии реформы Госсовета
Выступая с очередным посланием к Федеральному Собранию, Президент России Владимир Путин анонсировал планы внесения масштабных изменений в Конституцию РФ. Тем самым был запущен процесс оживленного обсуждения параметров возможных преобразований.
Одним из наиболее живо обсуждаемых пунктов повестки преобразований стало предложение относительно закрепления в основном законе статуса Госсовета.
Свои соображения относительно содержательной стороны этого шага высказала вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), эксперт Центра ПРИСП Татьяна Лушникова, ранее оценившая процедурную сторону реформирования Конституции.
В данный момент Госсовет является консультативным органом при Президенте РФ, призванном улучшать взаимодействие разных уровней власти между собой. Изначально состоял из представителей исполнительной власти регионов, но сейчас туда входят руководители палат Федерального собрания РФ и руководители фракций Государственной Думы ФС РФ, и полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.
Конституционное закрепление статуса Госсовета может пойти по нескольким сценариям.
Упомянутое господином Мутко наделение Госсовета статусом органа исполнительной власти возможно только после исключения оттуда представителей власти законодательной. В этом случае мы получим орган, реально разбирающийся в региональных проблемах и готовый их формулировать для последующего решения Правительством. В настоящее время реальная работа Совета Федерации далека от лоббирования интересов регионов, он превратился в имитационную структуру, поддерживающую позиции Президента и Правительства в Федеральном Собрании. Возможно, изменением статуса Госсовета Президент как раз и дает возможность регионам опять получить хоть какое-то влияние на федеральном уровне, стать противовесом укрепляющей свои позиции законодательной ветви власти.
Еще один возможный вариант укрепления позиций Госсовета без существенного изменения его нынешней структуры – возможность принимать участие в разработке посланий Президента Федеральному Собранию и Указах Президента, которые получают все больше влияния на исполнительную власть в стране, право утверждать решения, которые сейчас они только обсуждают, возможно даже дать Госсовету право законодательной инициативы.