Упоминание Бога в Конституции – не крамола, но не нужно
Патриарх Кирилл предложил изменить преамбулу Конституции Российской Федерации, добавив в нее упоминание Бога. «Давайте молиться, трудиться, чтобы и в нашем основном законе упоминался Бог. Потому что большинство российских граждан в Бога верят», – в частности отметил патриарх, призвав представителей других конфессий поддержать его позицию. Предложение патриарха РПЦ поддержали вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган, первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов и некоторые другие общественные, религиозные и политические деятели. В тоже время партия "Коммунисты России" выступила резко против упоминания религиозных символов в тексте Конституции РФ.
Электоральный юрист, эксперт Центра ПРИСП Олег Осипов полагает, что предложение патриарха не внесет дополнительный раскол в общество в условиях начавшегося трансфера власти в России, оставшись поводом для обсуждения на кухне.
В предложении патриарха Кирилла лично я не вижу ничего крамольного, поскольку в конституциях многих европейских стране содержится упоминание Бога. Но, с другой стороны, вызывает отторжение вмешательство РПЦ во все сферы жизни российского общества, вплоть до освящения космических кораблей и атомных ледоколов.
Согласно Конституции, Российская Федерация – светское государство, тем не менее, церковный праздник Рождество стал у нас одним из государственных, что уже вызывает вопросы у части общества.
Наверное, если бы предложение об упоминании Бога в тексте Основного закона страны было озвучено представителем какой-то другой конфессии, то оно было бы более спокойно воспринято в силу объективного внутреннего отторжения, например, тем фактом, что патриарх охраняется ФСО, что в принципе недопустимо, а лучшие земельные участки в черте городов выделяются под строительство культовых сооружений РПЦ (недавнее противостояние в Екатеринбурге по вопросу строительства либо церкви, либо парка).
Предложение патриарха не внесет дополнительный раскол в общество в условиях начавшегося трансфера власти в России, оставшись поводом для обсуждения на кухне. Изменение преамбулы Конституции с упоминанием Бога не приведет к каким бы то ни было общественным потрясениям, равно как и наоборот – если преамбула останется в первоначальном виде.