Николай Тузиков: В Севастополе пока "рулят" традиции, а не закон
Портал "Свободная Пресса", анализируя проходившие этим летом акции протеста в Севастополе, приводит комментарий члена Совета директоров Центра ПРИСП Николая Тузикова.
<...>
«СП»: Крымчанам еще предстоит по-настоящему стать Россией. Добросовестно работать вместо ожидания бесконечной халявы. Не хамить, не пересекать «сплошную» и не переть с дикой скоростью в лоб по «встречке». Регистрировать свои предприятия, мини-гостиницы, чебуречные и наконец-то платить налоги. И тем более не пытаться шантажировать государство майданным угаром, выбивая для себя вполне конкретное место под солнцем.
Самая большая проблема, что нет однозначного рецепта, как изменить ситуацию. Долгая жизнь под Украиной сделала житейский беспредел рефлексом для множества людей. Народ возвратился в родную гавань, перетащив с собой этот рефлекс. <...> Хорошо организованные и явно проплаченные митинги «Нет Генплану!!!» проходят в Севастополе один за другим. Результат — процесс единого развития городской среды фактически остановлен. Среди протестующих — владельцы участков в элитном урочище Ласпи. По их словам, многие купили заповедную землю уже при России. Говорят, обычные участки правительство отсуживает пачками, зато стоящий рядом богатый коттеджный поселок узаконен. Как утверждают в севастопольском штабе Общероссийского народного фронта, сорвано личное поручение президента Владимира Путина придать урочищу Ласпи статус заказника. <...> Нынешним летом, ожидая приезда главы государства, пикетчики выстраивались по центральному городскому кольцу: площадь Нахимова, Нахимовский проспект, площадь Лазарева, улицы Ленина и Большая Морская. В руках плакаты: «Владимир Владимирович, защитите нашу землю!», «У меня отбирают земельный участок!», «Путин, помоги нам отстоять собственность!»
<...>
— Севастопольцы десятилетиями существовали и воспитывались в условиях, когда на закон плевали все, — делится впечатлениями волгоградец, член совета директоров Центра прикладных исследований и программ Николай Тузиков. — Выросло целое поколение, привыкшее жить именно таким образом и другой жизни не знающее. Мол, вы чего, ребята, тут нам устраиваете — мы всегда так делали. Изменить менталитет очень сложно. Рулят традиции, а не закон. А традиции таковы: индивидуальная застройка в Севастополе, как правило, частично законна, а частично нет. Скажем, дом построен на законных основаниях, а пристройка к нему — чистой воды нахаловка. Я видел пристроенные к обычным хрущовкам дополнительные квартиры. Идешь вдоль дома и вдруг натыкаешься на какую-то халабуду, которая натурально выпирает из первого этажа хрущобы, площадью квадратов тридцать, не меньше. Это помещение, естественно, сдается туристам, такое в порядке вещей. Нынешняя власть хочет все это дело прекратить, и получается, что она якобы залезает в карман местному населению. То, что этот карман следует пополнять законными способами — для местных дело шестнадцатое.
«СП»: — Так ли местный расклад отличается от материковой России?
— Надо учитывать, что севастопольцы — это не жители Курска или Рязани, они не пойдут стройными рядами, покорно опустив головы, куда скажет власть. Севастополь — новая столица российского пассионаризма. Гражданская активность традиционно очень высока. По числу общественных организаций на душу населения, по количеству активистов всех мастей город значительно опережает все остальные в России. Советы ветеранов, защитников от кого угодно, оборонцев чего угодно, «предпоследние» и «последние» рубежи — цветут пышным цветом. И у всех в связи с появлением проекта Генплана, появилось ощущение, что их обидели.
Да, к самому Генплану есть вопросы. Он разработан московской фирмой и подразумевает, что, скажем, некоторым севастопольским девелоперам простятся и некоторые строительные грехи. Например, бывшему министру обороны Украины, ныне застройщику-олигарху Павлу Лебедеву по проекту Генплана легализуют «голубые унитазы» — стеклянные высотки на мысе Хрустальный, и застройку на мысе Фиолент, хотя раньше все это было признано незаконным. Иными словами, Генплан московских проектировщиков разделил севастопольцев на тех, кому можно строить там, где душе угодно, и кому нельзя.