Замахнулся – бей: об опасности полумер в борьбе с фейками
Президент Фонда защиты национальных ценностей, председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич – о том, что принятые Госдумой поправки как никогда востребованы на фоне распространения разнообразных слухов и фейковых новостей об эпидемии коронавируса, способствующих нагнетанию паники внутри общества.
Штрафы – до 10 миллионов
В минувший вторник Государственная Дума одобрила поправки в КоАП РФ, предусматривающие введение штрафов в размере до 10 миллионов рублей за распространение посредством СМИ или сетевых ресурсов заведомо недостоверной информации (ложных или фейковых новостей) об обстоятельствах, угрожающих жизни и безопасности граждан. К числу последних авторы поправок относят, в том числе, эпидемии. Новые меры ответственности, в случае их одобрения Советом Федерации и главой государства, должны распространяться на юридических лиц, то есть разнообразные организации.
Одновременно парламентарии рассмотрели возможность принятия поправок к УК РФ. В Уголовный кодекс предложили включить новую статью - 207.1, предусматривающую наказание за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу для жизни и безопасности граждан.
Одобренные депутатами Госдумы новеллы и еще рассматриваемые парламентариями поправки, безусловно, можно оценить лишь положительно. Экспертное сообщество уже оценило их в позитивном ключе.
Скрытая угроза
Упомянутые поправки как никогда востребованы на фоне распространения разнообразных слухов и фейковых новостей об эпидемии коронавируса, способствующих нагнетанию паники внутри общества. Однако совершенствование законодательства о противодействии распространителям фейков не должно ограничиваться обозначенными инициативами. В противном случае в своде российских законов останутся бреши, которыми охотно воспользуются злоумышленники.
Во-первых, необходимо обратить внимание на то, что одобренные поправки касаются исключительно юридических лиц. Между тем, зачастую наиболее опасные фейки создают именно «физики».
Так, ложная информация о якобы скрываемых властями сотнях трупов погибших во время пожара в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово была вброшена в публичное пространство благодаря действиям украинского пранкера Вольнова. А ее распространению активно содействовал российский блогер Дмитрий Иванов (Камикадзе Ди). Последний, необходимо отметить, причастен к пропаганде слухов о том, что российские власти якобы скрывают «реальное число больных коронавирусом».
Во-вторых, в одобренных и рассматриваемых Госдумой законопроектах используются преимущественно общие формулировки. В качестве примера в данном случае можно привести определение такого свойства недостоверной информации, как «способность вызвать серьезные общественные потрясения». Отсутствие конкретизации создает возможность широкого толкования норм закона, что потенциально позволяет создателям фейков уйти от ответственности.
Пути совершенствования
На мой взгляд, в действующем законодательстве необходимо, с одной стороны, конкретизировать и детально разъяснить базовые понятия, касающиеся распространения фейков, а с другой – закрепить особые меры ответственности для провокаторов, умышленно занимающихся разжиганием паники.
И это даже не потребует существенных временных затрат на разработку законопроекта: два года назад варианты поправок уже были сформулированы и апробированы на экспертных площадках знаменитыми российскими пранкерами Алексеем Столяровым (Лексус) и Владимиром Кузнецовым (Вован).
В частности, они предлагали закрепить в законе следующее описание преступления, связанного с тиражированием фейковых новостей: «Распространение заведомо ложной информации, направленной на дестабилизацию деятельности органов власти, причинение значительного имущественного ущерба, создание паники у населения во время стихийных бедствий природного и/или техногенного характера, катастроф, террористических актов».
Равным образом пранкеры предлагали закрепить в законодательстве нормы, предполагающие ответственность за распространение в СМИ или посредством интернет-ресурсов недостоверной информации, спровоцировавшей совершение гражданами преступлений и административных правонарушений. Именно действия провокаторов несут в себе основную угрозу в рамках распространения фейковых новостей. В отсутствие норм, которые позволили бы привлечь их к ответу, любые инициативы по борьбе с фейками будут половинчатыми.
Риски промедления
Промедление в принятии соответствующих решений «смерти подобно». Еженедельно российские киберволонтеры только в рамках одного региона выявляют в среднем не менее 500-700 ложных сообщений, связанных с темой коронавируса.
При этом не нужно бояться реакции со стороны «международного сообщества». В законодательстве Франции и Германии уже имеются нормы, позволяющие привлечь к ответственности распространителей фейков. Аналогичные законопроекты широко обсуждаются в США, Бразилии, Южной Корее и Канаде. Паника среди граждан и ее возможные последствия несут в себе куда большую угрозу, нежели критика со стороны «правозащитников», авторитет которых ставят под сомнения сами жители «стран свободного мира».