ЗАТО и моногорода: нюансы предпринимательства
В России появилась должность общественного омбудсмена по защите прав предпринимателей моногородов. На этот пост назначен председатель Фонда социально-экономического развития атомградов (ФСЭРА), член общественного совета госкорпорации "Росатом" Юрий Тебин. Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов подписал приказ о назначении Тебина общественным омбудсменом по защите прав предпринимателей в условиях территорий с особым режимом безопасного функционирования объектов, а также монопрофильных муниципальных образований (моногородов).
Член Общественного совета Госкорпорации «Росатом», председатель Фонда социально-экономического развития атомградов Юрий Тебин – о своих задачах в должности общественного омбудсмена по защите прав предпринимателей моногородов.
В соответствии с приказом Уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова на меня в соответствии со ст. 7 ФЗ-78 от 07.05.2013 возложены полномочия его общественного представителя по защите прав предпринимателей в условиях территорий с особым режимом безопасного функционирования объектов, а также монопрофильных муниципальных образований (моногородов).
Особенности ведения бизнеса в режимных территориях определяются целым рядом законов и иных нормативных актов. Правоприменительная практика также отличается особой пестротой. Как правило эти особенности носят ограничительный характер (как например невозможность оформления права собственности на землю в ЗАТО).
Вариативность трактовок отдельных ограничительных мер хорошо иллюстрируется на примере приглашения работника с местом регистрации вне охраняемого периметра. Конечно, в большинстве мест потребность в квалифицированных кадрах признается уважительной причиной, и приглашенный работник в установленные сроки получает пропуск. Но бывает например так, что право пригласить специалиста из-за периметра обуславливается отсутствием таких специалистов на территории, далее включается согласование со службой занятости, и в итоге или отказ или как минимум затяжка выдачи пропуска на месяц.
В открытых территориях с особым режимом и моногородах есть свои нюансы ведения предпринимательской деятельности, вытекающие из особенностей деятельности ОИВ, предусмотренных соответствующим законом.
В силу п.2 ст. 7 ФЗ-78 от 07.05.2013 Общественные представители Уполномоченного по защите прав предпринимателей осуществляют представительские и экспертные функции. А значит свою деятельность я буду осуществлять исходя из поручений Бориса Титова, в том числе по рассмотрению конкретных обращений в адрес Уполномоченного.
Помимо рассмотрения обращений к Титову во взаимодействии с Аппаратом Уполномоченного и другими общественными представителями я буду вести аналитическую работу по подготовке предложений в нормативные акты, направленных на снижение рисков, снятие необоснованных ограничений и развитие предпринимательской деятельности. На настоящий момент в фокусе внимания несколько системных вопросов:
1. Адресное направление части межбюджетных трансфертов бюджетам ЗАТО на развитие предпринимательской деятельности.
2. Ответственность государственных заказчиков и генподрядчиков при исполнении ГОЗа на всю глубину цепочки кооперации.
3. Использование "Условий действия лицензии" при определении права на участие в тендерных процедурах.