Бизнес в эпоху коронавируса: кого вытянет государство?
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о том, что власти вынуждены в оперативном режиме разрабатывать и внедрять новые меры поддержки бизнеса.
Согласно данным ЦБ РФ, за период 10-16 апреля количество предприятий, столкнувшихся с сокращением или отменой заказов, превысила планку в 50%. Доля компаний, не нуждающихся в поддержке государства, сократилась до 15%. Наибольшее распространение получили проблемы, связанные с нехваткой оборотных средств и снижением ликвидности активов.
По оценке экспертов Сбербанка, падение потребительского спроса в России за период 13-19 апреля составило 14,5 по сравнению с сопоставимым периодом 2019 год. Для таких отраслей экономики, как туризм, пассажирские авиаперевозки, услуги такси и общественного транспорта, фитнес-индустрия, дополнительное образование, гостиничный бизнес, сфера общественного питания, оптовая торговля одеждой и обувью, косметикой, ювелирными изделиями, падение продаж колеблется на уровне от 60% до более чем 90%.
Властями был запущен ряд программ для помощи бизнесу. Согласно данным Минэкономразвития, правительство выделило на поддержку бизнеса 2 трлн. рублей. Были отменены 19 тысяч плановых проверок предприятий. Власти запустили программы льготного кредитования (общий объем финансирования – 18 млрд. рублей). Арендаторы 22,5 тысяч объектов недвижимости должны получить отсрочку по платежам. Общий объем налогов, взносов и кредитов, по уплате которых предпринимателям предоставили отсрочку, составляет 410 млрд.
Однако практика показывает, что зачастую предпринятых правительством мер недостаточно, либо реализации инициатив властей препятствуют бюрократические проволочки или позиция вовлеченных в программы помощи коммерческих банков.
Проведенный Торгово-промышленной палатой РФ опрос показал, что 63% бизнесменов не имеют возможности воспользоваться мерами господдержки. То же количество респондентов охарактеризовали помощь со стороны властей как недостаточную. Отсрочкой уплаты налогов воспользуются 30%, кредитными каникулами – 19%, льготными «зарплатными» кредитами – около 17%.
Новые меры поддержки
В связи с этим власти вынуждены в оперативном режиме разрабатывать и внедрять новые меры поддержки бизнеса.
23 апреля были анонсированы планы оказания помощи 25 системообразующим компаниям в рамках реструктуризации долгов общим объемом около 200 млрд. рублей.
Параллельно стало известно о том, что президент распорядился распространить действие программы «зарплатных» кредитов на крупные компании. В связи с этим из бюджета будет выделено дополнительно 3,5 млрд. рублей. Общая стоимость программы, по оценке Михаила Мишустина, составляет 305 млрд.
С целью поддержки системообразующих предприятий было решено выделить 24 млрд. на выдачу кредитов на пополнение оборотных средств. Размер кредита может составить до 1 млрд. рублей при величине ставки не выше 5%. При этом глава государства поручил компенсировать (в размере ключевой ставки ЦБ) за счет бюджета выплаты процентов по кредитам, взятым системообразующими предприятиями на пополнение оборотных средств. Обязательства заемщиков по таким кредитам будут на 50% обеспечены госгарантиями.
24 апреля Центробанк заявил о намерении понизить ставку целевых кредитов для поддержки и сохранения занятости для малого и среднего бизнеса с 4 до 3,5%. Одновременно стало известно об уменьшении ключевой ставки Банка России с 6 до 5,5%.
25 апреля стало известно, что Михаил Мишустин распорядился выделить Минэкономразвития 24 млрд. рублей из резервного фонда. Эти средства пойдут на уплату субсидий банкам для возмещения им выпадающих доходов от кредитования системообращующих предприятий. Параллельно премьер-министр утвердил дополнительную отсрочку по страховым взносам для малых и средних предприятий, относящихся к особо пострадавшим отраслям экономики. Отсрочки будут распространяться на период 4–6 месяцев, после чего предприятия смогут выплачивать задолженность в рамках рассрочки равными долями в течение года.
В тот же день в Госдуму были внесены поправки к «антиотмывочному» закону. В случае их одобрения банки будут обязаны давать юридическим и физическим лицам объяснения в случае отказа в обслуживании и блокировок счетов.
Параллельно министр экономического развития Максим Решетников в интервью телеканалу «Россия 24» сообщил о разработке программы помощи высокотехнологичному бизнесу. Согласно словам главы Минэкономразвития, вероятнее всего, на поддержку государства прежде всего стоит рассчитывать крупным компаниям («национальным чемпионам»).
26 апреля глава правительства поручил руководству Минтруда, Минэкономразвития, Роспотребнадзора и Минздрава в срок до конца месяца представить предложения по поэтапной отмене ограничений, введенных для бизнеса из-за эпидемии. РПН также будет обязан представить Михаилу Мишустину предложения по организации взаимодействия с предпринимателями.
Предложения бизнеса, политиков и общественников
Представители деловых кругов, общественных организаций и даже многие высокопоставленные госслужащие не считают перечисленные выше меры достаточными для спасения предпринимателей. На это четко указывает наличие многочисленных предложений властям с их стороны.
23 апреля РСПП обратился к главе правительства с просьбой сократить сроки пребывания в изоляции командированных работников системообразующих предприятий и их подрядчиков по запросу их руководителей и при отсутствии у них симптоматики ОРВИ. Период изоляции предлагают сократить до момента получения отрицательных результатов тестирования на коронавирус. Само тестирование при этом должно осуществляться за счет работодателя. В настоящее время период изоляции составляет 14 дней.
24 апреля бизнес-омбудсмен Борис Титов озвучил ряд предложений, направленных на стимуляцию потребительского спроса. Титов призвал власти рассмотреть возможность наделения граждан правом использовать до 50% материнского капитала для оплаты текущих расходов. Также омбудсмен предложил применить механизм прямых выплат населению в размере 1,85 трлн. рублей. Одновременно Титовым была выдвинута инициатива относительно постепенного открытия торговых центров при условия соблюдения арендаторами единого санитарного регламента.
Параллельно стало известно о проекте программы помощи бизнесу, поступившей главе правительства от его предшественника – зампредседателя Совета безопасности Дмитрия Медведева. Последний предложил кабинету министров изменить механизм признания предприятий пострадавшими от эпидемии, расширить перечень понесших основной урон отраслей и сделать механизм налоговых каникул доступным для средних и крупных предприятий.
26 апреля глава комитета Госдумы по природным ресурсам и собственности Николай Николаев («Единая Россия») выступил с инициативой разработки комплекса мер помощи предпринимателям на период выхода из режима повышенной готовности и последующих нескольких месяцев. По мнению Николаева, в силу высокой закредитованности многие предприятия могут «пережить» эпидемию лишь на несколько месяцев. Предпринимаемые в настоящее время государством меры поддержки бизнеса депутат оценил как «абсолютно недостаточные».
Одновременно руководство крупнейших энергетических компаний («Ренова», «Т Плюс», «Интер РАО», «Газпром энергохолдинг» и т.д.) обратились к правительству с просьбой сократить период моратория на пени за неоплату коммунальных услуг. Его действие распространяется на временной отрезок до начала 2021 года. Энергетики настаивают на переносе срока окончания моратория либо на 1 мая, либо на первый день месяца, следующего за завершением нерабочего периода. Также бизнесмены предлагают ограничить круг граждан, освобожденных от уплаты неустойки. Это право предлагают оставить лишь многодетным семьям, малоимущим, людям старше 65 лет, больным коронавирусом и гражданам, чей доход снизился на 30% и больше из-за эпидемии. Параллельно главы энергокомпаний озвучили предложения относительно предоставления адресных льгот по уплате ЖКХ малым и средним предприятиям особо пострадавших отраслей, компенсации выпадающих доходов поставщикам, управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям и создания специального фонда по работе с долгами перед предприятиями энергетики и коммунальной сферы.
В целом становится очевидным, что меры поддержки бизнеса со стороны государства остаются мало доступными для большинства бизнесменов. Они скорее оттягивают сроки закрытия предприятий. Также они не решают одну из главных проблем делового сообщества: платежеспособность потребителей снижается, и после отмены противоэпидемических мероприятий этот процесс, вероятнее всего, будет продолжаться вследствие закрытия компаний и массового сокращения персонала. Между тем, пострадавшие предприятия нуждаются не только в восстановлении спроса, но и в его росте: в противном случае возможность выплаты задолженности по налогам, кредитам и взносам окажется под вопросом.
Очевидно, что крупные системообразующие компании смогут сравнительно легко пережить кризис при помощи щедрой поддержки государства.
Однако малый и средний бизнес, как и многие (условно) крупные предприятия по-прежнему находятся в «зоне риска».