ФБК стал слишком токсичным
Основатель Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексей Навальный объявил о закрытии организации, существовавшей с 2011 года. Навальный объяснил такое решение тем, что Арбитражный суд Москвы обязал его выплатить 29 миллионов рублей компании «Московский школьник». По его словам, отдавать такую крупную сумму бессмысленно, поэтому организация будет работать под другим юридическим лицом. В октябре 2019 года Минюст внес ФБК в список иностранных агентов на основании имеющихся доказательств зарубежного финансирования некоммерческой организации.
Само название фонда Навального стало слишком токсичным для многих людей, в том числе из оппозиционных кругов, отмечает руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов.
Ликвидация ФБК свидетельствует, на мой взгляд, о желании Алексея Навального избежать финансовых обязательств, в том числе по судебным искам, которые давно копились в отношении этой организации. Вряд ли, ликвидируя фонд, Навальный изменит свою политическую линию.
По большему счету, речь идет о смене вывески, и завтра вместо Фонда по борьбе с коррупцией появится какой-нибудь другой «фонд» по борьбе с чем-нибудь иным. Возможно, что помимо желания избежать финансовых обязательств, само название фонда Навального стало слишком токсичным для многих людей, в том числе из оппозиционных кругов.
Не нужно забывать, что ФБК получил статус иностранного агента, что является репутационным негативом. В целом ничего особо интересного в ликвидации фонда нет, потому что завтра подобная организация возникнет под другим названием, возможно, зарегистрированная на других лиц, аффилированных с Навальным.