Армения: кто разжигает новую горячую точку на карте мира
Начавшиеся 12 июля на товузском направлении азербайджано-армянской границы ожесточенные бои, повлекшие за собой жертвы с обеих сторон, серьезно взбудоражили мировое сообщество. С 17 июля на границе наблюдается сравнительное затишье, но ситуация продолжает оставаться напряженной, поскольку подразделения вооруженных сил Армении, используя крупнокалиберные пулеметы и снайперские винтовки, ежедневно нарушают режим прекращения огня в различных направлениях фронта десятки раз.
Армения находится в сложной экономической и политической ситуации и у некоторых горячих голов могла возникнуть мысль, что внутренние конфликты хорошо успокаиваются на фоне внешних угроз и реальных военных действий, комментирует политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.
Определенные силы на западе пытаются вбить клин в отношения России и Азербайджана, подтверждением тому стала недавняя провокация на армяно-азербайджанской границе.
Тот факт, что обострение на границе не закончилось в первый же день, говорит о том, что не все так просто, это не случайное происшествие, есть заинтересованные структуры, готовые разжигать конфликт и дальше.
Думаю, они действуют через разные каналы. На мой взгляд, есть несколько вариантов, которые спровоцировали противостояние на границе. Во-первых, Армения находится в сложной экономической и политической ситуации, и у некоторых горячих голов могла возникнуть мысль, что внутренние конфликты хорошо успокаиваются на фоне внешних угроз и реальных военных действий. Сценарий простой и не сейчас придуманный.
На министерской встрече участников ЕАЭС в Минске 17 июля Никол Пашинян сказал, что мирному урегулированию конфликта альтернативы нет, и сейчас это официальная позиция Еревана. Но не все в вооруженных силах Армении и её политическом руководстве, сейчас искренне поддерживают своего премьера, они пытаются играть за его спиной, ставя перед свершившимися фактами. Это важная и очень тревожная составляющая конфликта.
Во-вторых, есть международные силы, играющие на разжигание новой горячей точки на карте мира. Для них, любая война – это деньги и новые возможности. Почему бы не попытаться разжечь тлеющий конфликт еще раз.
И в-третьих, как я уже сказал, это силы, играющие на попытке вбить клин в отношения России и Азербайджана.
Тут играющих сторон много. Это и международные неправительственные фонды и их адепты – прежде всего «соросята», пустившие корни во многих странах. Это и целые государства, мнящие себя глашатаями нового мира. Что же касается позиции России, то необходимо отметить ряд важнейших моментов последних дней.
Что касается позиции Москвы, то российский МИД сразу заявил о необходимости скорейшей нормализации обстановки и активно способствовал этому процессу. Глава МИД России Сергей Лавров провел двусторонние переговоры с азербайджанским и армянским коллегами, недвусмысленно выразив позицию российской стороны. ОДКБ не стала собираться на экстренное заседание, так как инцидент явно не вписывался в сценарий «нападения на одну из стран», что было прекрасно видно хотя бы по географии новой горячей точки.
Говоря о позиции других стран региона в этом вопросе, стоит отметить, что за урегулирование конфликта выступили лидеры Ирана, а Грузия предпочла занять выжидательную позицию.
При этом четкая позиция властей Азербайджана, направленная на демонстрацию решимости применить необходимую силу, с объяснением мишеней для атаки и её последствий, активная патриотическая позиция азербайджанского народа, предложенная военная поддержка со стороны Турции, все это не оставило возможности реализации сценария небольшой локальной войны, даже если он и был в отдельных горячих армянских головах, стоящих за провокацией.
Теперь, как и в 2016 году, есть шанс, что военные смогут договориться о разведении сил.
А дальше самое главное – это вопрос активизации переговоров по Нагорному Карабаху. Без его разрешения, провокации, на фоне ухудшения общемировой конъюнктуры, будут повторяться и дальше.
Ранее опубликовано на: https://www.trend.az/azerbaijan/politics/3271688.html