Хабаровский рубеж ЛДПР
Появление в Хабаровске нового врио губернатора края Михаила Дегтярева было встречено митингом протеста местных жителей, продолжающих поддерживать экс-главу региона Сергея Фургала, задержанного по подозрению в причастности к уголовным преступлениям ОПГ, действовавшей в Хабаровском крае и Амурской области в 2004-2005 годах. В свою очередь Михаил Дегтярев заявил, что продолжит работу с командой прежнего губернатора. Также врио выразил готовность выйти к митингующим для прямого общения после того, как будут решены первоочередные задачи.
Падение ЛДПР не обернется реваншем «Единой России»: арест Фургала мобилизировал широкие слои протестно настроенных граждан и придал им дополнительную мотивацию, полагает политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев.
Назначение Михаила Дягтерева на пост врио губернатора Хабаровского края – хороший повод для его однопартийцев перечитать бессмертную поэму Вергилия «Энеида». В сложившейся обстановке подобный подарок от кремлевских «данайцев» может обернуться для ЛДПР серьезными проблемами.
Аномальные успехи партии на территории региона в 2018 – 2019 годах обеспечила отнюдь не лояльность местных жителей к партийному бренду. Хабаровчане голосовали непосредственно за самого Фургала и представителей его команды и в то же время – против «Единой России». Конкретные представители последней зачастую не вызывали у них особой антипатии и даже пользовались определенным авторитетом. Однако региональное отделение «партии власти» утопила волна копившихся в течение долгого времени раздражения и недовольства, порожденных действиями федерального центра и ассоциируемых с ним финансово-промышленных групп. Впрочем, в значительной степени произошедшее – «заслуга» даже не федерального правительства, а прежних губернаторов и полпредов, в первую очередь – Вячеслава Шпорта. Чтобы довести традиционно лоялистское и аполитичное большинство жителей региона до «опрокидывающего голосования», нужно очень хорошо постараться.
Теперь из базового уравнения региональной политики исключили фигуру Фургала. Местные жители и элиты могли бы смириться с этим, если бы вакантное кресло губернатора досталось человеку из его команды. Равным образом ЛДПР имела бы шансы сохранить свое влияние в крае, настаивая на назначении приемника Фургала из числа местных партийцев. Однако федеральное руководство партии одобрило назначение на должность врио самарца Дягтерева, давно и прочно пустившего корни в Москве.
Не трудно догадаться, какой будет реакция местных элит и, в первую очередь, широких слоев населения на этот шаг. В край, охваченный «антимосковскими» протестами, прибыл врио-«варяг» из столицы. Позиции ЛДПР внутри региона будут подорваны, шансы Дягтерева пройти испытание губернаторскими выборами – поставлены под вопрос. Но падение ЛДПР не обернется реваншем «Единой России»: арест Фургала мобилизировал широкие слои протестно настроенных граждан и придал им дополнительную мотивацию. Грядущие выборы, вероятнее всего, будут отличаться от кампаний 2018 – 2019 годов лишь в одном аспекте: роль «любой другой партии», за которую может проголосовать «рассерженный хабаровчанин», отойдет от ЛДПР к КПРФ или «Справедливой России».