Август: Алгоритмов работы мэров не было
Политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алена Август – о сложном эпидемиологическом периоде, который стал испытанием на прочность для мэров российских городов.
Должность мэра традиционно непростая, но в последние месяцы градоначальники и вовсе оказались (как и все мы) в неожиданной для себя эпидемиологической ситуации. И если для кого-то этот период стал просто «вирусным», то для градоначальников время переживания пандемии – ещё и проверка на управленческую и организационную прочность. Ведь никаких особых алгоритмов взаимодействия и управления городским хозяйством в этой ситуации ни у кого не было. Чиновники, как известно, в большинстве своём привыкли жить по инструкции. Поэтому в экстренной ситуации высветились и пригодность, и их способности.
Вели они себя по-разному. Кто-то спрятался «в домике» и надеялся на других, кто разъяснит, что же на самом деле происходит, и что делать. Между тем, простым людям, жителям в такой ситуации очень важно и необходимо получать со стороны власти правду и чёткие разъяснения – чего бояться, что делать, что не делать, чего ждать дальше, будет работа или не будет, как дальше жить.
В то время, когда некоторые отмалчивались, немногочисленные представители мэрского корпуса ежедневно выкладывали в социальных сетях оперативную информацию. Это абсолютно правильный сегодня и нормальный способ общения, обратной связи с людьми. Мэры создавали посты, в которых приводили статистику развития заболевания, рассказывали о предпринимаемых мерах, давали советы, что необходимо в этой связи предпринимать горожанам. Чиновникам нельзя забывать, что люди оказались в психологическом состоянии ребёнка – им остро нужен был ответственный человек, который понимает и заботится о них. Именно тогда можно получить от горожан адекватную реакцию и на введение карантина и других ограничений.
Конечно, в служебных обязанностях мэров этот неформальный подход не прописан, но именно он становится ключом к сердцу горожан. Что значит мэр в представлении российского человека? Это не просто какая-то чиновничья единица, это – человек, который отвечает за город. И тот мэр, который действительно не оставил своих, в общем-то, соседей в информационном вакууме, думаю, в этой ситуации нарастил себе рейтинг доверия, люди сейчас будут верить многим его словам и решениям, даже не относящимся к коронавирусу. Такой мэр вправе рассчитывать на усиление общественной поддержки, управление общественным мнением.
К сожалению, таких мэров оказалось немного. Сразу приходит на ум пример градоначальника небольшого города в Иркутской области – Саянска – Олега Боровского, который разрешил малому бизнесу не прекращать работу во время пандемии. Вроде бы, он выступил против основной линии, но, с другой стороны, действовал по обстоятельствам, учитывал местные показатели, попытался не допустить кризисной ситуации в экономике. Алгоритмов не было никаких! Надо было реагировать.
Ну, и дальше расслабляться мэрам не приходится. Принятые поправки в Конституцию закрепили во многом уже сложившееся и изменившееся с 1993 года положение вещей. Признан статус публичности мэров. Замечательно, что, согласно актуализированному Основному закону, чётко обозначается невозможность требования от муниципалитета исполнения каких-то программ, если они не были профинансированы. То есть, говорить о том, что «мэр – плохой», не выделив ему денег, например, на ремонт дороги, не получится
Возможно, система всех финансовых трансфертов будет это учитывать, и в таком случае есть надежда, что соответствующее планирование приведёт к более разумному расходованию средств российского бюджета.
Материал полностью на: https://nvdaily.ru/info/190166.html