Дистанционное голосование должно стать доступным и понятным
В Координационном совете по общественному контролю за голосованием при Общественной палате Российской Федерации создана Рабочая группа по контролю за дистанционным электронным голосованием. Представители общественных палат в Москве и регионах примут участие в наблюдении за процедурой дистанционного электронного голосования, которое пройдет 11–13 сентября 2020 года в Курской и Ярославской областях на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам. Рабочую группу возглавил член Общественной палаты Российской Федерации Александр Малькевич. В рабочую группу также вошли общественные деятели и эксперты в области избирательного права и процесса.
Система дистанционного электронного голосования технологически проработана, применяются современные российские криптографические алгоритмы, которые обеспечивают безопасность, анонимность и целостность данных, отмечает президент Фонда защиты национальных ценностей, первый заместитель председателя комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич.
Тайное голосование в наш век цифровизации себя практически изжило. Учитывая, что многие превратили процесс тайны голосования в фарс, производя снимки бюллетеней и выкладывая их в сеть. В то же время голосование электронным образом с привязкой к уникальной учетке на Госуслугах (пока про две и более учетных записей на данном сайте еще не слышал), полностью исключает вбросы заполненных бюллетеней, двойное голосование, а так же мертвые души с «ошибками» при подсчете голосов в пользу того или иного кандидата. Конечно же, при условии, что программный алгоритм учета и подсчета написан честным и ответственным человеком.
В качестве участника совещания в ЦИК, на котором представители «Ростелекома» рассказывали об особенностях системы дистанционного электронного голосования, отмечу, что эта система технологически проработана, применяются современные российские криптографические алгоритмы, которые обеспечивают безопасность, анонимность и целостность данных.
Сложный вопрос в том, как переломить динамику в положительном восприятии дистанционного голосования со стороны избирателей. Возможно, какие-то позитивные подвижки появятся здесь после того, как к этому вопросу подключилась Общественная палата России. На мой взгляд, нам не хватает информирования легким и доступным языком о нюансах дистанционного голосования. Грамотные, развернутые объяснения специалистов «Ростелекома» даже для людей, относительно неплохо технически подкованных, по большей части звучат слишком трудно, что уж говорить о рядовых избирателях, когда им начинают рассказывать о криптографических алгоритмах и дешифровании?
Может быть, ЦИК мог бы запустить в соцсетях какой-то образовательный сериал, где бы разъяснялись основы дистанционного электронного голосования, но опять же здесь многое упирается в финансирование, конкурсы, гранты. В любом случае, у ЦИК есть еще целый год для работы над очень амбициозной задачей: в 2021 году на федеральных выборах в Госдуму все регионы должны получить возможность использовать дистанционное электронное голосование, а захотят ли они реализовать это право – вопрос второй.