Беслан: Цена опыта оказалось крайне высока
3 сентября - годовщина трагедии в Беслане. 16 лет назад торжественная линейка в бесланской школе N1 была прервана вооруженными людьми в камуфляже. Бандиты взяли в заложники 1128 человек - школьников, их родителей и родственников с малолетними братьями и сестрами и даже грудничками. В результате теракта погибли 334 человека, в том числе 318 заложников, из которых 186 - дети.
О том, какие выводы были сделаны из трагедии, рассказал руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов.
После событий в Беслане несмотря на то, что последствия этого теракта были действительно катастрофическими, в дальнейшем таких массовых захватов заложников, по сути, больше не было. Думаю, что после событий в Беслане террористам стало понятно, что этот путь тупиковый̆ и достичь целей, которые они ставят перед собой (политических, в первую очередь), такими методами уже невозможно. Через полтора года после этой трагедии был принят закон о противодействии терроризму, согласно которому при ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.
Это очень важное положение, потому что основные цели террористов, очевидно, лежат в политической плоскости. То есть сами переговоры возможны и даже необходимы в целях обеспечения безопасности заложников и успешного проведения контртеррористических операций, но политика не может быть предметом торга, закон прямо это запрещает. Согласно другой важной норме закона о противодействии терроризму ведение переговоров с террористами возможно лицами, специально уполномоченными на это руководителем контртеррористической операции. Если ранее, к сожалению, ведение таких переговоров зачастую становилось предметом политического пиара, то сейчас этим должны заниматься исключительно профессионалы. Фактически, трагедия в Беслане – тот страшный опыт, который мы пережили, чтобы в будущем предотвратить подобного рода ситуации и тем самым спасти тысячи детских жизней. К сожалению, цена этого опыта оказалось крайне высока, но таковы последствия террора.
Ранее опубликовано на: https://fedpress.ru/expert-opinion/2571384