Сомнительные ноу-хау «Честного голоса»
Как стало известно 7 сентября, активисты незарегистрированной Либертарианской партии (из числа представителей которой в ходе избирательных кампаний лета-осени 2020 г. зарегистрированы 10 кандидатов) запустили проект «Честный голос». Последний призван выступить в качестве альтернативной площадки для подсчета голосов и выявления нарушений в ходе голосования. Его участникам предлагается пересылать через программу-бот фотографии заполненных бюллетеней с упоминанием избирательного участка, а также изображения и материалы видеосъемки «документов, которые они сочли нарушающими избирательные права». Действие проекта распространяется на голосование в рамках выборов глав регионов 2020 г.
Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, сопредседатель мониторинговой рабочей группы по выборам Игорь Борисов считает, что во всем этом «партийном ноу-хау» избирательные права граждан стали разменной монетой для получения политических дивидендов.
Этот проект нельзя назвать «правозащитным», направленным на содействие реализации избирательных прав. Скорее наоборот.
Давайте разберемся. Фотография бюллетеня присланная со своего мобильного телефона на 99 % деанонимизирует тайну голосования конкретного избирателя, приславшего фото (найти телефонную базу сегодня можно без проблем). То есть это фактически призыв нарушать основополагающий принцип демократических выборов – тайну свободного волеизъявления. Просматривается ли в этом призыве признаки подготовки к уголовному преступлению (ст. 141 УК РФ), пусть разбираются правоохранители, но то, что тайна голосования будет поставлена под угрозу – это несомненно.
Второе, что, на взгляд моих коллег по СПЧ, утвердивших соответствующее положение о мониторинговой группе Совета, не соответствует правозащитным принципам – это перенаправление обращений, заявлений и жалоб избирателей от органов и лиц, способных решить проблему и снять конфликт – в политическую партию, которая ставит своей основной целью – борьбу за власть. Хорошо, что если спустя какое-то время члены партии донесут эти обращения до соответствующих органов, но скорее всего все присланные сообщения будут использованы в партийных, а не правозащитных целях. И уж точно решения по ним будут приняты за пределами необратимых избирательных процедур.
Подмена понятий и попытки манипуляции общественным сознанием, к сожалению, становятся обыденной практикой среди участников выборов, как в России, так и за ее пределами. Некоторые участники электорального процесса стараются любыми способами ввести в заблуждение весь электорат и каждого избирателя в отдельности, чтобы заполучить желанный мандат. Печально, что эта практика начинает перетекать и в правозащитную сферу. Партийный проект в данном случае маскируется под правозащитный, для того чтобы создать конкурентные преимущества перед прочими политическими объединениями. Самое печальное во всем этом «партийном ноу-хау», что избирательные права наших граждан стали мелкой разменной монетой для получения призрачных политических дивидендов.