Первым делом – экономика, Курилы – потом
Новый японский премьер-министр Ёсихидэ Суга объявил о своем намерении поставить точку в вопросе о геополитической принадлежности южных Курил. Во время выступления в парламенте политик отметил, что он готов начать новую фазу отношений с Россией и заключить мирный договор.
Политтехнолог, эксперт АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский подчеркивает, что внешняя политика для Японии сейчас, все-таки, отошла на второй план.
Оценивая первое программное выступления премьер-министра Японии Ёсихидэ Суга не стоит забывать о том, что он является стопроцентным приемником Синдзо Абэ. Они из одной партии, и новый премьер получил четкую поддержку своих однопартийцев не только на государственном уровне, но и со стороны регионов Японии. Согласно результатам опросов, которые были проведены, становится понятно, что это даже большая поддержка, чем в своем время демонстрировал господин Абэ.
Известно также, что он является последовательным продолжателем политики Синдзо Абэ, в том числе, и в отношении взаимодействий с международным сообществом, в частности с Россией. Он продемонстрировал это, когда пошел на конфликт с научным советом Японии – орган, дающий стратегические советы кабинету министров. В ходе переназначения господин Суга отверг шестерых предложенных ему кандидатов, которые ранее критиковали политику господина Абэ.
Также в ходе своей программной речи на выступлении в парламенте заявил, что он планирует придерживаться в международных отношениях многовекторной политики, в частности продолжать налаживать отношения с Китаем. Он планирует плотно взаимодействовать с Южной Кореей, дав такими заявлениями повод для слухов о формировании коалиции, подобной Североатлантическому Альянсу, но этого, разумеется, не будет. Эти слухи Ёсихидэ Суга уже опроверг, но несмотря на это сближение Дальневосточных стран наблюдается.
Что же касается Курильских островов, а также мирного договора с Российской Федерацией, очевидно, что Ёсихидэ Суга комментирует эту тему осторожно. Он заявил, что намерен в течении своего срока премьерства добиться заключения мирного соглашения, но однозначных претензий при этом не высказывал. Поэтому следует ожидать сближения и продолжения переговоров.
Понятно, что в нынешних условиях для японского правительства и премьер-министра лично, приоритетом является не решение вопроса с Курильским островами, а преодоление последствий, которых COVID-19 оказал на экономику страны. То есть решение внутренних проблем – на первом месте.